Методология социологии как теория об общих принципах и методах социальных исследований. Методологические проблемы научного познания в области СР. Методика составления выборки при проведении социальных исследований, страница 3

4. Дискуссия о специфике методов СР как научной дисциплины

Методы СР схожи с методами в социологии, психологии.

Во-первых, социологи используют общенаучные методы, к-ые могут использовать и соц. работники.

В научной лит-ре ведется дискуссия: является ли СР наукой? Зарубежная наука: явл-ся. Российская наука: не явл-ся.

Проблемная ситуация в области социальной работы

Исходным пунктом любого исследования является проблема. Проблемная ситуация возникает тогда, когда появляется знание о незнании. В соц. плане проблемная ситуация – знания о потребностях людей. Но при этом есть незнание путей, ср-в, способов реализации этих действий. В научном плане проблема – это обнаружение противоречий между новыми фактами и старыми способами их объяснения и разрешения.

Социальная проблема - противоречивая ситуация, поставленная жизнью, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных соц. общностей и институтов.

Классификация социальных проблем

5 подходов классификации соц. проблем:

1) в соответствии с целью исследования:

гносеологические (логико-познавательные, вызваны недостатком информации) и предметные (противоречия, вызванные столкновением интересов тех или иных групп, соц. интересов, создают соц. напряженность);

2) по своему носителю: широкие (семья как соц. институт), узкие (пенсионеры);

3) по масштабу распространенности: международный (глобальный), государственный, региональный, местный;

4) по времени действий: кратко- (забастовка), среднесрочная (адаптация населения к монетизации льгот), длительная (социально-экономические противоречия, порождающий низкий уровень жизни пенсионеров);

5) по глубине противоречия:

одноплановые (затрагивает к-либо из сторон соц. явления/процесса);

системные (отражает дисбаланс всей системы элементов соц. явления/процесса);

функциональные (как результат нарушения ранее сложившихся причинно-следственных связей соц. явления/процесс: ломка устоявшихся взглядов и убеждений в России).

Задания на стр. 15 (на семинаре) по группам.

Тема 3. Планирование и подготовка исследований в области социальной работы

Процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы

Для проведения исследования, проблемная ситуация формулируется. Исследователь нащупывает проблему, потом конкретизирует ее с помощью формулировок, после – обнаруживает проблемную ситуацию. В процессе ее формулировки надо стремиться к тому, чтобы получить ее отражение, саму ситуацию. При выдвижении проблемы не следует:

- не нужно выдвигать проблему слишком широкого плана;

- не следует изучать в рамках одного исследования несколько проблем, т.к. это усложняет инструментарий исследований.

Выделяют неск. формальных требований к описанию проблемы исследования:

1) максимально точные разграничения между проблематичным (неизвестным) и непроблематичным (уже известным);

2) отделение существенного от несущественного в отн. проблемы;

3) расчленение проблемы на ее элементы, упорядочение по частным проблемам, по их приоритету.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного элемента исследования, затем – разработку программы исследования. Но перед этим надо формулировку проблемы перевести в исследовательский вопрос (т.е. ради чего затевается исследование).

Разработка программы (стратегического документа) исследования

ПИ – стратегический док-т исследования, включающий методологическую и методическую части.

Методологическая:

1) формулировка  и обоснование проблемы;

2) опр-ние объекта и предмета исследования;

3) указание цели и задач исследования;

4) формулировка гипотез;

5) анализ основных понятий.

Методическая часть:

1) стратегический план исследования;

2) определение обследуемой совокупности;

3) характеристика методов сбора первичной инф-ции, хар-ка инструментария для сбора этой инф-ции, хар-ка методов обработки инф-ции.