Курсовое проектирование по "Теории механизмов и машин", страница 49

Вывод. Эффект влияния смещения на профиль зуба и зависящие от него качественные характеристики связаны с тем, что при положительном смещении профиль зуба очерчивается более удаленной от основной окружности, более пологой частью эвольвенты (рис. 8.2), при этом увеличивается делительная толщина зуба в соответствии с формулой (8.20) и повышается изгибная прочность зуба. Однако при большом смещении возникает заострение зуба, не допустимое по его кромкостойкости. Максимальное смещение ограничивается допускаемой минимальной величиной толщины зуба по окружности вершин

                                         .                                       

8.5. Цели смещения

Смещение инструмента при нарезании зубчатых колес расширяет возможности эвольвентной зубчатой передачи. Это обстоятельство позволяет так подбирать коэффициенты смещения инструмента х1 и х2, чтобы передача имела более высокую:

– контактную прочность;

– изгибную прочность;

– износостойкость.

Смещением инструмента можно осуществить вписывание в стандартное либо заданное межосевое расстояние. При реализации любой цели должны обеспечиваться дополнительные условия синтеза:

– отсутствие подрезания;

– непрерывность зацепления (ea ³ 1,2);

– отсутствие заострения (sa ³ 0,25m);

– правильность зацепления (отсутствие интерференции во внутреннем зацеплении).

8.6. Вписывание в заданное межосевое расстояние

В передачах, отличных от нулевых, делительное межосевое расстояние а может не соответствовать стандартному либо заданному значению aw. Вписывание в заданное aw выполняют выбором определенной величины коэффициента суммы смещений. Расчет коэффициентов смещения, удовлетворяющих цели вписывания в межосевое расстояние, ведут в следующей последовательности:

1. Рассчитывают коэффициент воспринимаемого смещения из формулы (8.19):

y = (aw a)/m.                               (8.33)

2. Угол зацепления — из формулы (8.24).

3. Коэффициент суммы смещений — из формулы (8.25) с использованием таблицы инволют (см. прил. А):

                        .                   (8.34)

4. Коэффициент уравнительного смещения — из формулы (8.21):

                                           Dy = y.                                 (8.35)

5. Разбивку коэффициента суммы смещений на х1 и х2 выполняют либо по блокирующему контуру, либо по таблицам, либо с помощью ЭВМ.

6. Геометрические параметры зацепления определяют по формулам (8.18…8.32).

8.7. Блокирующий контур

Блокирующим контуром называется совокупность линий в системе координат х1 и х2, ограничивающих зону допустимых значений коэффициентов смещения для передачи с заданными числами зубьев z1 и z2. ГОСТ 16532–70 содержит десятки блокирующих контуров для сочетаний чисел зубьев от 8/8 до 40/129, т.е. для большинства сочетаний чисел зубьев, используемых в силовых передачах. Некоторые из них приведены в прил. Б.

На рис. 8.5 представлен образец блокирующего контура для зацепления 12/20. Каждая точка контура изображает какую-либо передачу. Так, начало координат 0 изображает нулевую передачу.

Рис. 8.5

Если точка окажется внутри контура, обведенного линиями видимого контура, то передача может правильно работать. Часть плоскости, расположенной от кривых снаружи контура, является «запретной» при выборе точек, определяющих коэффициенты смещения.

Точки, расположенные правее линии АА, определяют коэффициенты смещения, при которых ea < 1.

Линии ВВ, СС, DD, ЕЕ определяют коэффициенты, при которых будет иметь место заклинивание зубьев: линии ВВ и СС — линии интерференции колеса, линии DD и ЕЕ — шестерни.

Линия FF определяет неподрезание зубьев шестерни, линия GG — колеса. Линии LL и NN определяют границы заострения зубьев sa1 = 0 и sa2 = 0.