Курсовое проектирование по "Теории механизмов и машин", страница 45

– диаграмму полного приращения кинетической энергии масштабе μА, мм/Дж;

– диаграмму приращения кинетической энергии звена приведения масштабе μА, мм/Дж, и угловых скоростей масштабе μω, мм·с;

– диаграмму приведенного момента инерции масштабе μI, мм/(кг·м2), кинетической энергии всех звеньев, кроме начального, и приращения кинетической энергии всех звеньев, кроме начального, в масштабе μТ, мм/Дж;

– диаграмму углового ускорения звена приведения масштабе με, мм·с2;

– эскиз маховика в масштабе.

Вопросы для подготовки к защите проекта

1. Чем характеризуется размах колебаний угловой скорости начального звена?

2. К чему приводит непостоянство скорости движения звеньев?

3. Какая конструктивная мера принимается для обеспечения вращения звена приведения с неравномерностью, не превышающей заданную?

4. Как Вы представляете динамическую модель машинного агрегата?

5. К какому объекту относятся приведенный момент сил и приведенный момент инерции?

6. Из какого условия определяется приведенный момент сил?

7. Из какого условия определяется приведенный момент инерции?

8. Как получается диаграмма работ из диаграммы приведенных моментов?

9. Как определяется приращение кинетической энергии (избыточная работа)?

10. Как определяется момент инерции маховика по методу Мерцалова?

11. Как влияет коэффициент неравномерности на момент инерции и габариты маховика?

12. Укажите диаграмму угловой скорости кривошипа и прокомментируйте ее.

13. Как строится диаграмма угловых ускорений кривошипа?

14. Как конструктивно выполняются маховики?

8. Эвольвентное зубчатое зацепление

8.1. Основные положения

Зубчатой передачей называется трехзвенный механизм, в состав которого входят зубчатые звенья, имеющие выступы (зубья), передающие вращательное движение. В зубчатом зацеплении колесо с меньшим числом зубьев называют шестерней, она обозначается цифрой 1, ей присваивают индекс 1. Колесо с большим числом зубьев — колесо (индекс 2).

Боковые поверхности (профили) сопряженных зубьев должны удовлетворять основной теореме зацепления: для того, чтобы передаточное отношение было постоянным, общая нормаль к профилям в точке соприкасания должна пересекать межосевую линию в одной и той же точке, называемой полюсом зацепления.

Передаточное отношение в общем случае определяется отношением угловых скоростей. Во внешнем зацеплении угловые скорости колес имеют противоположные знаки, поэтому знак передаточного отношения — «минус». Во внутреннем зацеплении — «плюс». Основной закон зацепления — постоянство передаточного отношения:

                                        .                              (8.1)

Передаточное отношения зубчатого механизма равно взятому со своим знаком отношению числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев ведущего колеса:

i12 = ± z2 /z1.                                  (8.2)

При изменении потока движения меняется индекс в формуле (8.2) и отношение:

                                      i21 = 1/i12 = ± z1 /z2.                              (8.3)

Основной теореме и основному закону соответствует эвольвентное зацепление, которое обладает следующими важными достоинствами:

а) высокая прочность; в силовых зубчатых передачах эвольвентное зацепление имеет преобладающее применение;

б) технологичность, определяемая нарезанием инструментом с прямолинейными кромками высокопроизводительными методами обкатки;

в) постоянство передаточного отношения при работе колес с любыми числами зубьев;

г) нечувствительность к изменению межосевого расстояния; в эвольвентном зацеплении передаточное отношение не зависит от межосевого расстояния, так как может быть определено отношением основных диаметров, остающихся неизменными в любом зацеплении при любой точности сборки;

д) возможность изменения качественных показателей за счет смещения инструмента.

8.2. Геометрические параметры зубчатых колес

Соотношения между элементами колес установлены стандартом на исходный контур (ГОСТ 13755-81):