Анализ мировых тенденций в проектировании современных бензиновых двигателей, страница 33

При наклонном положении шатуна к вертикали, точку D перемещаете по дуге окружности и при наибольшем угле наклона шатуна, b переходит в положения . В этих крайних положениях перекос  поршня   в  вертикальной плоскости уменьшится  и  выразится   вертикальным  отрезк следовательно, перекос поршня     .

В результате погрешности от пересечений осей появляется еще одна ошибка: поворот поршня в горизонтальной плоскости. Этот поворот соответствует горизонтальным проекциям перемещений  и выражается отрезком в каждую сторону от начального положения D,  он может быть записан величиной .

Формулы для расчета погрешностей в положениях, поршня при пересечении осей головок шатуна представлены в первых двух графах таблицы 7.

Таблица 7 «Погрешности положения поршня при не параллельности осей   головок шатуна»

  

Значение угла наклона шатуна β к вертикали определяется следующим образом: , где r радиус кривошипа, L длина шатуна. 

Погрешность, возникающая из-за перекрещивания  осей головок шатуна, на рис.7.1.а схематически показана тем, что ось поршневого пальца занимает положение EF при положениях кривошипа в ВМТ и НМТ. Поршень повернут в горизонтальной плоскости на величину  , где a — горизонтальный   отрезок   AЕ. Подобно   предыдущему, при  наклонных  положениях  шатуна  к вертикали, ось пальца  EF  описывает часть конической поверхности, и точка Е занимает положения . При   наибольших  углах  наклона  шатуна b   (рис.1б),  поворот поршня в горизонтальной плоскости несколько уменьшается и определяется горизонтальным отрезком ; при этом . Одновременно появляются перекосы поршня и вертикальной плоскости в обе стороны от начального положения Е, характеризуемые вертикальной проекцией  перемещений  отсюда величина перекоса .

В таблице 7 представлены также значения погрешностей в  положениях поршня для случая перекрещивания осей головок.

Обработка шатуна с отъемной крышкой нижней головки:

Крышка шатуна, не должна быть взаимозаменяемой, и окончательная обработка имеющихся на ней точных поверхностей выполняется в сборе со стержнем шатуна.

Порядок обработки шатуна из штампованной заготовки будет следующим. После разметки и центровки концов заготовки начерно обтачивают на токарном станке верхнюю и нижнюю головки. Производят черновое фрезерование торцевых плоскостей. Для возможности сборки с крышкой в стержне сверлят предварительно отверстия под шатунные болты по кондуктору. Затем отрезают крышку и подрезают плоскость разъема с крышкой. На расточном станке начерно  растачивают отверстие верхней головки и полу отверстие нижней. После фрезерования боковых плоскостей головок производят чистовую обточку обеих головок и окончательную фрезеровку плоскости разъема. После сборки стержня с крышкой на технологических болтах переходят к совместной обработке головок. На расточном станке выполняют предчистовую расточку головок и окончательную подрезку их боковых плоскостей. Базой служат обточенные поверхности головок. Для зенкерования, окончательной подрезки и развертывания отверстий под шатунные болты используют приспособление, снабженное установочными пальцами. Базой служат отверстия и боковые плоскости детали. Передние и задние втулки кондуктора (двойное направление инструмента) обеспечивают прямолинейность осей отверстий и их параллельность. Отверстия в головках отделывают тонкой расточкой или шлифованием. Эту операцию, так же как предчистовую  расточку головок, осуществляют с двух позиций стола или шпинделя, но с одного крепления детали.

5.3 План обработки шатуна

Материал Сталь 18Х2Н4МА.

Заготовка штамповка.

Таблица 8. «План обработки шатуна».