Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 8

Таким образом, получен результат, который на первый взгляд кажется парадоксальным: вращение раскрученного обода вокруг оси         x1 приводит к возникновению момента с его стороны, действующего вокруг оси y1, перпендикулярной  x1. Однако нетрудно обнаружить, что этот результат находится в полном соответствии с предыдущими. Действительно, колесо, воздействуя на опору (ось)  с моментом Мг, вызывает реакцию в виде момента М'г, равного по величине Мг и противоположно ему направленного. Именно под действием этого момента в соответствии со вторым свойством гироскоп (колесо) и прецессирует вокруг x1 с угловой скоростью . Из изложенного, в частности, следует, что для того, чтобы раскрученный обод заставить вращаться вокруг оси x1, необходимо лишить его возможности вращаться вокруг оси y1 (в противном случае колесо просто развернется вокруг этой оси, совместив ось собственного вращения с направлением  , т.е. с осью x1).

Момент Мг, определяемый в рассмотренном частном случае формулой (22), называется    гироскопическим моментом. Он, как следует из изложенного, является инерционным моментом, обусловленным кориолисовым ускорением.

Для нахождения гироскопического момента в общем случае поступим следующим образом. Пусть  - внешний момент, под действием которого гироскоп прецессирует с угловой скоростью .

Из основного равенства (3)

, с учетом того, что

, вытекает

.                                                                                  (23)

Но, как известно из курса теоретической механики, производная орта zo, вращающегося с угловой скоростью  , равна

.                                      

Тогда (23) принимает вид

                

или

.                  

Наконец, поскольку , для гироскопического момента получаем следующую формулу

.

Эта формула в частном случае, когда перпендикулярен, совпадает с ранее полученной формулой (22).

Изложенное позволяет сформулировать  третье  основное свойство гироскопа: при вращении оси гироскопа с угловой скоростью     возникает приложенный к опорам гироскопа гироскопический момент,  равный

          ,                                                                           (24)

где   - вектор кинетического момента гироскопа.

Как следует из формулы для , этот момент стремится совместить по кратчайшему пути вектор кинетического момента гироскопа с направлением скорости вращения оси гироскопа (правило Фуко).

Следует отметить, что величины гироскопических моментов могут быть весьма велики. Это обусловливает необходимость их учета при расчете и подборе опор для быстро вращающихся роторов (двигатели, турбины и т.п.), размещаемых на подвижных объектах. Гироскопические моменты могут создаваться и специально для осуществления управления объектами, о чем будет сказано ниже.

В заключение данного раздела, используя понятие гироскопического момента, рассмотрим принцип Д’Aламбера применительно к гироскопу. Как известно, принцип Д’Aламбера является эффективным методом решения задач динамики механических систем, давая возможность составлять уравнения движения систем в форме уравнений равновесия, т.е. используя принципы статики. Достигается это введением фиктивных (т.е. реально не существующих) сил инерции. Согласно принципу Д’Aламбера сумма всех сил (моментов), приложенных к системе, и сил инерции (инерционных моментов) равна нулю. Так, если тело с массой m движется с ускорением  , испытывая действие силы , то уравнение его движения можно записать в виде

                                                             где  - сила инерции. Если тело с моментом инерции J относительно оси вращается вокруг нее с ускорением ,  испытывая действие  момента   относительно оси, то уравнение его движения можно записать в виде

                                                                          (25)

где    - инерционный момент.

Для записи принципа Д’Aламбера применительно к гироскопу используем основное равенство (3)