Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 25

5.2. Трехосный гиростабилизатор

Трехосный гиростабилизатор  (ТГС) предназначен для пространственной стабилизации какой-либо нагрузки. Вместе с тем он, как правило,  используется  для  определения  углов ориентации объекта относительно системы координат,  которую строит ТГС  и которая реализуется в нем так называемой гиростабилизированной платформой (ГСП).

Возможны две схемы построения ТГС:  с использованием трех двухстепенных гироскопов и с использованием двух трехстепенных гироскопов. Принципиальных  различий в этих схемах нет;  ниже, для конкретности, рассматривается первая из них. Она изображена на рис.30. Схема включает ГСП в трехстепенном кардановом подвесе, на каждой оси которого размещены датчик угла и двигатель.  Заметим, что изображенная на рисунке ориентация ТГС на объекте является одной из шести возможных; выбор той или иной ориентации определяется условиями работы ТГС,  в частности, условием исключения "складывания" рамок (см. раздел 1.5). Датчики углов ДУy, ДУJ , ДУg   выдают в систему  управления углы разворота объекта, двигатели Двy, ДвJ, Двg   работают в контурах разгрузки. На ГСП расположены гироскопы

с датчиками углов  прецессии  и датчиками моментов (как и в двухосном гиростабилизаторе) и нагрузка. В качестве последней могут выступать измерители  параметров линейного движения (акселерометры, гироинтеграторы линейных ускорений и др.), различного рода датчики. На рис.30 в качестве нагрузки  указаны  акселерометры Аx, Аh, Аz.

Нетрудно видеть, что как и в случае двухосного гиростабилизатора, ТГС можно рассматривать как конструктивное объединение трех  ОГС,  рамки  которых  реализуются единым элементом - ГСП. Поэтому работа ТГС принципиально не отличается от  работы двухосного гиростабилизатора.  Единственное различие,  которое следует отметить,  состоит в том, что при развороте ГСП вокруг внутренней оси  y  двигатели ДвJ и Двg работают каждый по двум осям - J и g. По этой причине  в  состав  электронных  блоков включается преобразователь  сигналов - синусно-косинусный преобразователь выходных сигналов датчиков углов прецессии гироскопов Гx  и Гh, "развязывающий" каналы J и g.

ТГС может работать в двух режимах.  Первый из них предусматривает сохранение гироплатформой в процессе движения объекта той ориентации, которая ей придана в начальный момент. Этот режим называется  инерциальным.  При  этом на датчики моментов гироскопов в полете не подается никаких сигналов и ГСП  реализует инерциальную систему координат. Такой режим используется, например, в системах навигации баллистических ракет.

Второй  режим предусматривает подключение  акселерометров Аx и Аh через  интегрирующие  электронные  звенья  ко входам датчиков моментов гироскопов Гh и Гx  соответственно. Тем самым реализуется режим шулеровской настройки и ГСП строит местную горизонтальную систему координат (точно так же, как гирогоризонт с шулеровской коррекцией).  При этом  составляющая  абсолютной скорости ГСП в направлении     вертикали равна нулю, т.е. в азимуте ГСП работает как ГПК.  Такой режим используется в системах навигации самолетов, судов.

В заключение следует отметить,  что ТГС является одним из тех гироскопических  устройств,  которые  широко применяются в системах управления различного рода объектов.

5.3. Понятие о гирокомпасировании

Что касается приведения ГСП в плоскость горизонта или определения ее  положения относительно горизонта,  то эта задача довольно легко решается с помощью устанавливаемых на ГСП акселерометров или других аналогичных по назначению датчиков.

Более сложно решается  задача  определения  азимута  ГСП, т.е. угла     между направлением на Север и направлением оси h ГСП  (система координат xhz, реализуемая  ГСП, показана  на рис.30). Существуют следующие способы решения этой задачи.

Первый способ предусматривает использование датчика ДУy при предварительно отгоризонтированной ГСП и при знании азимутальной ориентации объекта.  Но определение азимута объекта  - тоже достаточно сложная задача.