Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 15

Предназначены для  стабилизации какой-либо нагрузки относительно одного,  двух или  трех  направлений.  Соответственно различают одно-, двух- и трехосные гиростабилизаторы.

5) Датчики угловой  скорости  и  интеграторы угловой скорости.

Измерители угловой скорости предназначены для  формирования данных  о составляющей абсолютной угловой скорости объекта в направлении оси чувствительности прибора.  Назначение интеграторов угловой  скорости  - измерение интеграла от упомянутой составляющей угловой скорости.  (Заметим,  что этот  интеграл, очевидно, не  есть  угол  поворота объекта вокруг оси чувствительности прибора, поскольку этот угол при подвижной оси чувствительности лишен смысла).

6) Измерители кажущегося ускорения и гироинтеграторы  линейных ускорений.

Измерители кажущегося ускорения предназначены для получения информации  о  составляющей  вектора  кажущегося ускорения         объекта в направлении оси чувствительности прибора.  (Один  из такого типа  измерителей,  построенный на негироскопических эффектах, - акселерометр - рассмотрен выше).  Гироинтеграторы линейных ускорений предназначены для измерения интеграла от указанной выше величины, т.е. для измерения составляющей приращения кажущейся скорости.

7) Силовые гироскопы.

Предназначены для  создания  моментов,  прикладываемых  к объекту. Используются в космических летательных аппаратах.

Следует отметить,  что приведенное выше разделение гироскопических устройств на типы является одним из возможных. Оно не лишено определенной  условности, поскольку, в частности, некоторые из устройств одного типа могут решать задачи гироскопических  устройств  другого  типа.

Например, одноосный  гиростабилизатор  может успешно использоваться в качестве интегратора угловой скорости;  трехосный гиростабилизатор с  установленными  на нем акселерометрами,  как правило, предназначен и для решения задач курсовертикали и т.д.

Кроме гироскопических  устройств  того  или иного типа их задачи, как отмечалось во введении, могут решать и другие устройства, построенные не на гироскопических, а на иных физических явлениях (оптических,  пьезоэффекте и т.д.).  Поскольку эти устройства создавались  для подмены гироскопических, они также рассмотрены ниже.

3. ГИРОГОРИЗОНТЫ

3.1. Гирогоризонт и гировертикант

Гирогоризонт (ГГ) и гировертикант (ГВ), схемы которых изображены на рис.17, являются одними из первых гироскопических устройств,  нашедших в свое время широкое применение  и используемых до настоящего времени.  Эти два устройства в совокупности строят инерциальную систему  координат и  измеряют определяющие ориентацию объекта в этой системе координат углы тангажа   J, рыскания y и вращения j.

Схемы устройств практически идентичны, принципиальное отличие состоит в ориентации устройств на объекте .

В состав устройств входят датчики углов (ДУ), датчики момента (ДМ) контуров горизонтальной (ГК)  и  азимутальной  (АК) коррекции, датчики  маятниковой  коррекции (ДМК),  программный механизм тангажа (ПМ), арретиры.

Арретиры используются при транспортировке и хранении устройств с целью исключения их поломки вследствие возможных проворотов кожухов  гироскопов относительно внешних рамок и внешних рамок относительно объекта.  Они представляют собой электромагнитные фиксаторы, которые исключают упомянутые провороты в неработающем приборе и освобождают кожухи и внешние рамки по сигналу оператора  при  начале  подготовки устройств к работе. Подобными арретирами оснащены,  как правило, все гироскопические устройства.

Работа устройств протекает в следующей последовательности.                             

После вертикализации и прицеливания объекта,  ГВ и ГГ разарретируются и на их гиромоторы подается питание. По завершении времени,  достаточного для разгона гироскопов,  включаются контуры горизонтальной и азимутальной коррекции.