Навигационные системы. Часть 1. Гироскопические приборы и устройства навигационных систем: Учебное пособие, страница 39

Ротор представляет собой тонкостенный (с  толщиной стенок от 0,5 мм у полюсов до 2,5 мм на экваторе) шарик диаметром 30-50 мм.  Утолщение стенок у экватора позволяет  увеличить  осевой  момент  инерции ротора и, следовательно, кинетический момент.  Полым же шарик делается с тем, чтобы обеспечить его малый вес, соответствующий поддерживающим способностям подвеса с учетом эксплуатационных перегрузок. С  этой  же целью изготавливается он из легкого металла - алюминия или бериллия. Вес ротора составляет  25-30 г.

Поддерживается ротор     электростатическими      силами, возникающими  между  ним и обкладками 2 трех конденсаторов при сообщении  обкладкам  электрических   потенциалов.   Поскольку поддерживающая сила растет с увеличением разности потенциалов, последнюю стремятся сделать по возможности большой.  В воздухе напряженность  электростатического поля  ограничена  величиной около 3 кВ/мм, при превышении ее происходит пробой.  В связи  с этим полость   электростатического   гироскопа   вакуумируют,   что позволяет увеличить напряженность поля до нескольких  десятков кВ/мм.

Сила поддержания   увеличивается   также  при  уменьшении зазоров между ротором и обкладками.  В связи с этим  указанный зазор  уменьшают  до 0,15-0,25 мм.  Это требует,  естественно, высокой  точности  изготовления  деталей,  а   также   чистоты обработки.   Требование   чистоты   связано  с  необходимостью исключения "стекания" заряда на выступы неровной поверхности.

Следует отметить,   что   при   отсутствии  регулирования потенциалов  обкладок  ротор  не  будет  находиться  в  центре полости, т.е. это положение неустойчиво. В связи с этим подвес содержит систему регулирования -  так  называемую  резонансную цепь  -  благодаря  которой  величины потенциалов,  сообщаемых обкладкам,  регулируются в зависимости  от  положения  ротора (этим положением определяется емкость системы "обкладки - ротор" и ток в резонансной цепи).

Разгон ротора осуществляется вращающимся магнитным полем, создаваемым   катушками   3.    Наконец,    съем    информации осуществляется   с   помощью   двух   оптических   систем   4, расположенных в экваториальной плоскости гироскопа  под  углом 90° друг к другу.  Система направляет на ротор луч света ,а отраженный  луч,   промодулированный   нанесенным   на   ротор рисунком,  принимает  и  анализирует,  определяя направление и величину отклонения вектора  в  плоскости,  проходящей  через оптическую ось системы и вектор .

В настоящее время технология изготовления электростатического  подвеса  хорошо  отработана  и  он широко используется в системах навигации,  прежде всего,  в объектах, движущихся  с  малыми  перегрузками,  в  частности  в  судовых системах.  Следует отметить,  что гироскопические устройства с рассмотренным  подвесом  (а  это,  в основном,  гирогоризонты) являются в настоящее время наиболее точными из  применяемых  в системах навигации.

11.4. Магнитная опора. Криогенный гироскоп

В магнитной   опоре   поддерживающими   силами   являются магнитные  силы.  Разработаны  опоры  на  постоянных магнитах, электромагнитные опоры с резонансной цепью, активные магнитные опоры.   Пример   радиальной  опоры  на  постоянных  кольцевых магнитах 1,  2   схематично представлен на   рис.54.

При своей  простоте  опоры на  постоянных  магнитах имеют малую грузоподъемность  и  используются,  в основном, в измерительных приборах,  либо  в сочетании  с  другими  опорами  для их частичной разгрузки.

Принцип работы электромагнитной опоры с резонансной цепью идентичен описанному применительно к электростатической опоре: с  помощью  резонансной цепи автоматически регулируются зазоры между нагрузкой (сделанной из феррита) и электромагнитами. При увеличении  зазора  уменьшается  индуктивность  в  цепи,  т.е. системы "нагрузка-электромагнит". Вследствие этого увеличивается ток в контуре, который поступает в электромагнит и приводит к увеличению магнитной силы. Последняя, действуя на нагрузку, обеспечивает уменьшение зазора.