История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина, страница 5

Когда была написана последняя из повестей, Пушкин принялся писать предисловие к ним, а точнее, приступил к доработке своего наброска. Существует предположение, что  замысел повестей возник несколько раньше 1830 г., потому что предисловие, содержащее биографию воображаемого автора «Повестей», было набросано еще осенью 1829 г., в с. Павловском, но эта первая редакция осталась незаконченной. Черновая редакция, близкая к окончательной, написана в Болдине 14 сентября 1830 г., одновременно с окончанием «Станционного смотрителя».

Первый набросок письма к издателю – жизнеописание Петра Ивановича Д. – в рукописи не датирован, однако исследователи относят его к осени 1829 года, не позднее 2 октября. Именно на основании этого, самого раннего из фрагментов  датировано возникновение замысла «Повестей Белкина». Эта точка зрения была подвергнута сомнению, так как упомянутая в предисловии рукопись покойного горюхинского сочинителя может быть связана с «Повестями Белкина» лишь гипотетически.

С. Шварцбанд[7]  посчитал, что набросок не должен включаться в историю написания предисловия к «Повестям Белкина», и ни первым, ни каким угодно черновиком предисловия быть не может. Состав болдинских повестей к 1829 г. действительно вряд ли определился, он даже не вполне сложился к 9 сентября 1830 г., когда была написана первая повесть. Однако есть основания включить набросок 1929 г. в историю замысла предисловия[8].

1)  Сходство биографической канвы Петра Ивановича Д. и Ивана Петровича Белкина.

2)  Упоминание «Горюхина» как названия вотчины покойного литератора.

3)  Форма письма опекуна и наследника архива издателю, использованная как в наброске, так и в «Повестях Белкина».

4)  Регулярные описки, анаграммы инициалов сочинителя: вместо «И. П.» иногда встречается «П. И.» или «П. Ив.»

Перемена имени сочинителя заслуживает отдельного рассмотрения, так как включает в круг источников пушкинского замысла новый текст – повесть «Жизнь Петра Ивановича Данилова», напечатанную анонимнов №№ 38-40 «Литературной газеты» за 1830 год. В примечании к ней сообщается, что издателю, после смерти старого родственника, досталась толстая тетрадь, оказавшаяся любопытной. Публике предлагалось три главы, с обещанием в случае успеха напечатать и остальные. Однако публикация повести в «Литературной газете» не возобновилась, а две главы из нее были обнаружены в московском журнале «Атеней» за 1830 год. Предисловие и первая глава, сообщающая о детстве и юности  Данилова, о пугачевском бунте, свидетелем которого он был, а также примечание издателя, –  указывают на очевидные параллели, с одной стороны, с «Повестями Белкина», с другой стороны, с «Капитанской дочкой». В анонимной повести предпринята попытка переадресовки текста покойному автору, сопоставимая со структурой белкинского цикла. То, что Пушкин был знаком с этой повестью, не оставляет сомнений: она была напечатана в издании, на политику которого Пушкин активно влиял.

Может показаться, что при сравнении повести с белкинским циклом и предшествующими ему черновиками выявлены случайные, возможно, типологические совпадения, главные из которых – совпадение имени, отчества и инициала фамилии в наброске жизнеописания горюхинского сочинителя 1829 г. и главного героя повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова», а также прием переадресовки. Но это является достаточным основанием, чтобы учитывать публикацию в «Литературной газете» при изучении замысла «Повестей Белкина». Появление «Жизни Петра Ивановича Данилова» объясняет смену имени горюхинского литератора, случившуюся осенью 1830 г.: уже использованное литературное имя не должно было ассоциироваться с подставным автором «Повестей» и его жизнеописанием.

Датировке Предисловия придается такое значение главным образом потому, что в зависимости от нее выстраивается хронология общего замысла – собрания пяти повестей, приписанных Белкину. Но стоит отделить историю текста и историю замысла.  Предисловие могло быть написано до или после повестей – ни то, ни другое обстоятельство не способно подтвердить или опровергнуть существование первоначального замысла собрания текстов, приписанных покойному автору.