История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина, страница 3

«Гробовщик» – первая повесть Пушкина из городской жизни.  Прототипом главного персонажа повести Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего около дома Гончаровых в Москве. Сделав главным героем реально существующего человека, Пушкин очень точен и в топографии. Гончаровы жили на Никитской где  происходят все события. Недалеко и церковь Вознесения, упоминаемая в повести (у Никитских ворот).

Работа над «Гробовщиком» была закончена 9 сентября, и тогда же Пушкин написал первоначальный план повести «Станционный смотритель», который не во всем соответствует окончательному тексту.

План был таков: Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.

В плане основная сюжетная линия обозначена предельно кратко – «история дочери». А повествовательное обрамление сюжета, наоборот, разработано со всей тщательностью. Из плана ясно, что у Пушкина была  мысль создать еще одного персонажа повести: провинциального соперника Минского – писаря, влюбленного в Дуню и едущего за ней в Петербург вместо смотрителя. Об истории Дуни, согласно плану, тоже рассказывает не смотритель – он умер, прежде чем писарь вернулся из Петербурга. Умер и писарь, как в повести умирает от горя смотритель. Историю дочери должен был рассказать проезжему ямщик, и это придало бы повести колорит дорожной истории. Такой ход был намечен еще во фрагменте «Записки молодого человека», но так и остался нереализованным.

Сама повесть «Станционный смотритель» по одной версии была почти полностью написана 13 сентября,  на следующий день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 число. По другой версии, так как Пушкин часто писал до самого утра, то исправил дату, заметив наступление нового дня.  

Тип станционного смотрителя выведен в русской литературе Пушкиным впервые, хотя до него мимолетно упоминался в стихотворении Вяземского «Станция», из которого был взят эпиграф для повести.

После «Станционного смотрителя» была закончена «Барышня-крестьянка». Она стала третьей в собрании повестей. Имена героев «Барышни-крестьянки», как и других повестей цикла, определились не сразу, рукописи хранят следы их поиска и подбора: в начале чернового автографа фамилия «Муромский» была исправлена на «Почекин», а затем на «Освалицкий», дочь же Муромского поначалу звалась «Лидинькой». 

Эта повесть больше других пронизана литературными намеками. Чтобы охарактеризовать англичанку мисс Жаксон, Пушкин указывает, что она читает «Памелу, или вознагражденную добродетель» (знаменитый в свое время английский «чувствительный» роман С. Ричардсона). Алексей дает своей собаке имя «Sbogar» по имени модного романтического «разбойничьего» французского романа «Жан Сбогар» Шарля Нодье. Алексей и Лиза читают сентиментальную повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь». И собственное замечание об уездных барышнях: «что за прелесть эти уездные барышни!»[2] – Пушкин подкрепляет замечанием о самобытности из «Мыслей» Жан Поля: «всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное, особенность характера, самобытность»[3].

Окончание повести «Барышня-крестьянка» датировано Пушкиным с особенной точностью: «20 сент. Болд. 9 ч. в.».

После 20 сентября в работе над повестями наступил непродолжительный перерыв – около трех недель, после которого Пушкин принялся за написание следующей повести – «Выстрел». Нечто, отдаленно напоминавшее ее сюжет, Пушкин не то слышал, не то рассказал сам еще в лицейские годы. Эта повесть была поставлена на первое место, вероятно именно в силу того, что она была задумана раньше других повестей[4]. В основу повести легли автобиографические воспоминания кишиневского периода (манеж для учения пехоты, трактир, карты, полковая канцелярия) и известные Пушкину рассказы о дуэлях.