Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 9

Большой интерес представляют описания различных типов руководителей, таких, как "регламентатор", "показушник", "объективист", "формалист", "максималист" и др.

Ни один стиль руководства не является универсальным на все случаи жизни. Руководитель должен уметь выбирать стиль управления, наиболее подходящий для данной ситуации, что является достаточно сложной задачей, и умение сделать этот выбор свидетельствует о его высоких управленческих качествах. Несомненно, главные медицинские сестры должны уметь использовать различные стили управления и анализировать свое поведение в различных ситуациях.

Главная медицинская сестра много времени проводит в общении с работниками, пациентами и их родственниками. Поэтому овладение навыками делового общения является настоятельной необходимостью для главных медицинских сестер. В статьях Л. В. Бершовой (ГМС. 2000. № 5; 2001. №1) много внимания уделено таким важнейшим элементам делового общения, как умение слушать, располагать собеседника к себе, а также анализу дурных и хороших привычек слушателя и невербальных средств общения и т. д.

От искусства делового общения зависит качество работы главных медицинских сестер, эмоциональный настрой работников, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, установление и развитие деловых контактов, а следовательно, и эффективность работы сестринского персонала, плодотворное решение проблем, возникающих в отношениях с различными партнерами.

Одним из условий успеха делового общения, как это показал автор, является умение преодолевать барьеры общения (манера общения, отрицательные эмоции, недопонимание важности делового общения и т.д.). В связи с этим для читателей большой интерес представляют условия повышения эффективности делового общения, детально описанные в статье.

Автор показала, что в процессе общения можно выделить четыре этапа: переключение, установление психологического контакта, обмен речевыми сообщениями и разрыв контакта; подробно описано поведение руководителя на каждом этапе общения.

Успех делового общения зависит и от общей культуры руководителя, хорошего знания русского языка, манеры поведения. В связи с этим деловому общению руководители сестринских служб должны постоянно учиться и анализировать свои ошибки.

Эффективность делового общения главных медицинских сестер в значительной степени зависит от умения учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности работников.

В статье Л.В. Бершовой (ГМС. 2000. № 2) показано, что руководителю крайне важно учитывать темперамент работников, даны подробные рекомендации для главных медицинских сестер по работе с людьми, обладающими различными темпераментами и характерами. Главная медицинская сестра должна уметь на основе индивидуальных особенностей работников составить синтетический образ партнера по деловому общению, включающий уровень эмоциональности, степень независимости, быстродействие человека, степень надежности. Следовательно, главная медицинская сестра должна серьезно изучать личностные особенности подчиненных, и в первую очередь, старших медицинских сестер, и на этой основе обеспечивать индивидуальное деловое общение с подчиненными. Это достаточно сложная задача, но этому необходимо учиться.

Хорошо известно, что на главных медицинских сестер возложено огромное количество обязанностей, и вряд ли они смогут выполнить все функции, полагаясь только на себя. В этой ситуации им огромную помощь окажет делегирование полномочий. Этой важной проблеме посвящена статья Л.В. Бершовой (ГМС. 2001. № 4). Автор детально описала преимущества делегирования, принципы, которые должен использовать руководитель при делегировании полномочий подчиненным, а также рекомендации по рациональному использованию рабочего времени. Овладев механизмом делегирования, главная медицинская сестра сможет сосредоточить свое внимание на решении наиболее сложных аспектов своей управленческой деятельности, направленных на реформирование сестринского дела в ЛПУ, на внедрение инноваций, в том числе и сестринского процесса в лечебных отделениях стационара.