Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 16

В статье рассказывается о совместной деятельности медицинской сестры-консультанта со старшей медицинской сестрой отделения по вопросам контроля за работой палатных медицинских сестер. При этом медицинская сестра-консультант совместно с палатными медицинскими сестрами составляет план сестринского ухода, контролирует работу палатных медицинских сестер по осуществлению этого процесса. Благодаря этому палатные медицинские сестры существенно повышают свою квалификацию.

Медицинская сестра-консультант взаимодействует также с медицинской сестрой-координатором, с медицинскими сестрами процедурных и перевязочных кабинетов.

Исключительно большое значение имеет работа медицинской сестры-консультанта по обучению пациентов навыкам самоухода, а также общение с социально значимыми для пациента лицами.

Немало времени медицинская сестра-консультант уделяет связям с различными специалистами больницы по вопросам обследования и лечения пациентов.

Проведенный хронометраж рабочего времени показал, что на выполнение различных видов работ по обслуживанию одного пациента у медицинской сестры-консультанта уходит в среднем 78 минут, и, следовательно, в течение рабочего дня она может обслужить пять пациентов.

При внедрении сестринского процесса число медицинских сестер-консультантов должно определяться с учетом количества "тяжелых" пациентов, поступающих в отделение. Целесообразно, чтобы эти должности занимали медицинские сестры, получившие высшее сестринское образование или имеющие повышенный уровень среднего медицинского образования. В связи с широким внедрением сестринского процесса в ЛПУ следовало бы "узаконить" эти должности, обобщить опыт работы сестер-консультантов и сестер-координаторов.

Об интересном опыте внедрения инноваций в организацию сестринского ухода в хирургическом отделении Московской городской клинической больницы № 36 рассказано в статье Н.В. Ивановой и Т.В. Костыревой (ГМС, № 11, 2001 г.). В отделении развернуто 60 коек и с конца 1997 г. начато внедрение сестринского процесса. Введены должности сестры-координатора и сестры-консультанта. Работу по осуществлению сестринского процесса осуществляют медицинские сестры отделения, прошедшие повышенный уровень подготовки в Медицинском колледже № 1 г. Москвы. За 1998-2000 гг. под наблюдением медицинской сестры-консультанта находились 1252 пациента. Благодаря внедрению сестринского процесса отмечены положительные результаты в качестве сестринского ухода за пациентами отделения: исчезли проблемы пролежней и постинъекционных абсцессов; в три раза сократилось число послеоперационных пневмоний и случаев возникновения циститов и т.д.; возросла степень удовлетворенности пациентов лечением и сестринским уходом в отделении.

Авторы отмечают, что внедрение сестринского процесса проходило нелегко, приходилось преодолевать консерватизм врачей, однако благодаря полученным положительным результатам отношение врачей к эксперименту кардинально изменилось.

В целях улучшения оказания неотложной помощи пациентам с экстренной хирургической патологией с начала 2001 г. ведется работа по созданию единой врачебно-сестринской бригады отделения. В приемном отделении вместе с врачом работает медицинская сестра хирургического, а не приемного отделения, что позволило сократить время пребывания пациентов в приемном отделении до 15-20 мин, а при необходимости проведения дополнительных исследований и консультаций специалистов — до 30-40 мин.

Улучшилось также качество санитарной обработки пациентов при поступлении, что снизило риск возникновения внутрибольничных инфекций; повысилось качество оформления медицинской документации, что уменьшило нагрузку палатных медицинских сестер. Все это создает благоприятное впечатление о больнице и укрепляет доверие к медицинскому персоналу отделения.

Таким образом, в хирургическом отделении наряду с внедрением сестринского процесса было реорганизовано взаимодействие с приемным отделением, что благоприятно сказалось на качестве медицинской помощи пациентам. Этот опыт также требует детального описания и распространения в других лечебно-профилактических учреждениях.