Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 7

В центре осуществляется обучение медицинских сестер более чем на 20 учебных циклах, функционирует постоянно действующая школа молодого специалиста (срок обучения — 2 месяца). Центр оснащен всем необходимым для обучения (оборудование, литература), имеет собственный выход в Интернет. Анкетирование медицинских сестер подтвердило высокую эффективность их обучения в УМЦ.

В Самарском областном клиническом диспансере с 1988 года работает методический кабинет по работе со средним медицинским персоналом (Т.И. Карева, М.Г. Леушина. ГМС, 2000, № 1). Методический кабинет возглавляет старшая медицинская сестра. В медицинском кабинете, наряду с обучением медицинских сестер, занятия проводятся с буфетчицами, сестрами-хозяйками, сотрудниками ЦСО, санитарками.

Два раза в год методический кабинет организует ознакомление всех медицинских сестер диспансера с новыми нормативными и методическими документами, касающимися профилактики ВБИ, соблюдения санитарно-эпидемического режима и др. Один раз в год медицинские сестры сдают зачет по изученному материалу, а старшие медицинские сестры — по вопросам работы с наркотическими средствами. Зачет принимает комиссия в составе заместителя главного врача по работе со средним медперсоналом, руководителя методического кабинета и старших медицинских сестер. Опыт работы методического кабинета диспансера намечено распространить на другие ЛПУ Самарской области.

В Московской городской клинической больнице № 36 (Э.А. Якубов, М.Е. Кулакова. ГМС, 2002, № 1) организован учебно-методический центр, в штатное расписание которого введено пять должностей: главная медицинская сестра центра, две старшие медицинские сестры по организации сестринского процесса и по контролю качества и два преподавателя: медицинская сестра с повышенным уровнем среднего медицинского образования и старшая акушерка по организации сестринского процесса в отделениях больницы акушерско-гинекологического профиля. В УМЦ ведется большая работа по обучению сестринского персонала.

На базе Дивногорской городской центральной больницы Красноярского края (А.К. Рымарчук, Г.Н. Шестакова, Л.А. Мудрова, Е.В. Зорина. ГМС, 2002, № 5) создан учебно-методический центр по сестринскому делу, входящий в состав ТМО (территориального медицинского объединения). В составе УМЦ — четыре старшие медицинские сестры: по учебно-методической работе, по организации сестринского процесса, по контролю качества сестринского обслуживания и по санэпидрежиму. Сформирован и резерв на эти должности из четырех старших медицинских сестер. Указанный УМЦ обслуживает все ЛПУ города по проблемам сестринского дела.

Таким образом, за последние годы в ЛПУ стали создавать специальные организационные структуры — учебно-методические центры по сестринскому делу, которые позволили главным медицинским сестрам поднять обучение среднего и младшего медицинского персонала на качественно более высокий уровень.

В большинстве УМЦ оборудованы учебные классы, оснащенные необходимым оборудованием для обучения, подобраны учебная и методическая литература, нормативные материалы. Разработаны программы обучения, методики контроля усвоения материала и т. д. Наряду с этим в учебно-методических центрах работают специалисты по внедрению сестринского процесса, по соблюдению должного санитарно-противоэпидемического режима и т. д.

Учебно-методические центры подчиняются главным медицинским сестрам учреждений здравоохранения и составляют важную часть аппарата управления сестринским делом в ЛПУ. В ряде ЛПУ в их состав включают также главных специалистов: старших палатных, процедурных, операционных медицинских сестер, а в ряде случаев и главных медицинских сестер по терапии, хирургии, педиатрии и отдельных крупных лечебных корпусов, специализированных центров и т.д.

Несомненно, учебно-методические центры должны быть созданы в большинстве ЛПУ, в т.ч. и в амбулаторно-поликлинических, и поэтому представляется целесообразным в известной мере унифицировать их работу, разработать и утвердить в установленном порядке методические рекомендации по организации их работы, штатному расписанию, по правовому статусу сотрудников УМЦ.