Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 14

Важно подчеркнуть, что в неотложных случаях от момента вызова процедурной медицинской сестры наркотической службы до момента инъекции проходит в среднем 5—10 мин.

В статье С.А. Сливкиной и К.В. Угольковой (ГМС, 2000, № 1) рассказано об организации централизованной службы наркотиков в Московской городской клинической больнице № 36 с начала 1998 г., где наркотическая служба также работает круглосуточно.

В стационаре МСУ "Северосталь" (г. Череповец) с конца 1997 г. была организована централизованная служба наркотиков, на которую возложена обязанность работы с наркотическими, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми лекарственными средствами (Л.А. Воробьева. ГМС, 2002, № 7).

Опыт перечисленных выше трех лечебно-профилактических учреждений показал, что благодаря централизации работы с НДС в ЛПУ удалось улучшить учет, хранение и использование НЛС, облегчить труд старших медицинских сестер лечебных отделений, поскольку работа с НЛС требует значительных затрат рабочего времени. При этом каких-либо задержек в выполнении врачебных назначений по получению пациентами НЛС не отмечено.

Опыт организации централизованных наркотических служб в ЛПУ заслуживает распространения и в других ЛПУ.

Назрела также необходимость обобщения опыта работы ЦНС ЛПУ и подготовки соответствующих нормативных материалов, утвержденных в установленном порядке.

Совершенствование деятельности сестринского персонала лечебных отделений стационаров по обеспечению качественного сестринского ухода

Важнейшими задачами реформирования сестринского дела в Российской Федерации является существенное повышение качества сестринского ухода за пациентами и совершенствование деятельности сестринского персонала в стационарах. На страницах журнала "Главная медицинская сестра" по этому вопросу уже опубликовано много материалов, авторы которых работают в ЛПУ различного профиля в разных регионах России.

Об опыте реформирования сестринского дела в многопрофильном стационаре рассказано в интервью с главным врачом Московской городской клинической больницы № 36 Э.А. Якубовым (ГМС, № 1, 2002 г.). Совместно с Московским медицинским колледжем № 1 в больнице был начат эксперимент по внедрению современной концепции сестринского дела в практическое здравоохранение.

Были разработаны программы и положения об эксперименте в больнице, определены стратегия и тактика реорганизации сестринской службы, стандарты по осуществлению специализированного ухода и определены три лечебных отделения для осуществления реформы в сестринском деле.

В штатную структуру отделений, в которых проводился эксперимент, включили новые должности: медицинская сестра-консультант и медицинская сестра-координатор.

В больнице был организован учебно-методический центр по сестринскому делу во главе с главной медицинской сестрой. Были введены должности старших медицинских сестер: по обучению, по контролю за качеством сестринского ухода, по организации сестринского процесса и по санитарно-эпидемическому режиму. В интервью рассказано о содержании и организации работы учебно-методического центра.

В результате эксперимента значительно улучшилось качество ухода за пациентами, уменьшилось количество гнойно-септических осложнений, не возникали пролежни у лежачих больных.

Э.А. Якубов отмечает, что при проведении эксперимента они столкнулись с непониманием сути проводимых реформ, однако по мере их осуществления и получения положительных результатов в повышении качества сестринского ухода число противников нововведений в сестринском деле сократилось.

Об опыте медицинской сестры-координатора терапевтического отделения городской клинической больницы № 36 рассказано в статье М.В. Сапроненковой (ГМС, № 4, 2000 г.).

Автор проанализировала и рассказала о существующих различиях в организации работы медицинской сестры-координатора в терапевтических и хирургических отделениях.

Медицинская сестра-координатор является посредником между медицинскими сестрами, лечащими врачами и социально значимыми для пациентов лицами; обеспечивает связь отделения с различными службами больницы, а также с организациями и лицами вне больницы.