Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 6

Об опыте работы по контролю старшей медицинской сестры гинекологического отделения стационара рассказано в статье В.А. Тарасовой (ГМС, 2000, № 2). Автор считает, что отсутствие или недостаточный объем контроля нельзя компенсировать никакими другими методами управленческой деятельности старших медицинских сестер. Автор изложила разработанное ею содержание предварительного, текущего и заключительного контроля, а также рассказала о методах контроля, используемых ею. Главные медицинские сестры должны ориентировать старших медицинских сестер стационара на использование вышеописанного опыта.

Очень интересный опыт организации контроля качества сестринской помощи накоплен в Омской областной клинической больнице (Т.А. Зорина. ГМС, 2002, № 6), где контроль осуществляется на основе стандартов деятельности для медицинских сестер. Заслуживает внимания опыт ведения в больнице листов учета дефектов, персонального учета качества работы каждого среднего медицинского работника. Эти показатели влияют на размер доплат к основной заработной плате средних медицинских работников.

В ММУ "Городская поликлиника № 15" г. Самары (Л.С. Федосеева, Н.И. Кантемирова, В.Н. Козак и др. ГМС, 2002, № 1) на основе действующей в поликлинике локальной компьютерной сети главная медицинская сестра и старшие медицинские сестры ежемесячно осуществляют различные виды контроля за работой сестринского персонала. В ходе контроля они изучают показатели работы медицинских сестер отделений, выполнение плана прививок, проведение флюорографического обследования населения и т.д.

Таким образом, использование контроля в управленческой деятельности главных медицинских сестер позволяет совершенствовать сестринское дело в ЛПУ.

Обучение

Другим важнейшим направлением управленческой деятельности главных медицинских сестер ЛПУ является организация обучения сестринского персонала: подготовка к получению квалификационных категорий, переаттестации и сертификации, систематическое изучение новых нормативных и методических материалов, обмен опытом, подготовка и проведение профессиональных конкурсов среди сестринского персонала, а также организация работы по созданию благоприятных условий для обучения и проведения различных видов практики студентов медицинских училищ и колледжей на базе ЛПУ.

За последние годы для проведения работы по обучению сестринского персонала в ЛПУ начали создаваться новые организационные структуры — учебно-методические отделы (центры, кабинеты) по сестринскому делу. Так, в 1995 году в ЦМСЧ № 122 был создан отдел образования среднего медицинского персонала (И.С. Бахтина. ГМС, 2001, № 9). Отделом совместно с училищем повышения квалификации был разработан и внедрен комплекс коротких специализированных программ для обучения без отрыва от основной работы медицинских сестер различных специальностей, а также программы ориентации вновь поступивших на работу в'ЦМСЧ № 122 медицинских сестер и других средних медицинских работников. Возглавила этот отдел одна из квалифицированных медицинских сестер ЛПУ, при этом в штатное расписание была введена должность медицинской сестры по образованию.

В Московской городской клинической больнице № 1 им. Н.И. Пирогова в 1997 году организован учебный центр (Л.В. Спирина, Г.И. Панасюк. ГМС, 1999, № 0). Центр возглавляет старшая медицинская сестра больницы по обучению. Планы и графики проведения занятий составляются на весь учебный год и утверждаются главным врачом больницы. Занятиями в больнице охвачены средние медицинские сестры и средние медицинские работники различных специальностей, сестры-хозяйки и младший медицинский персонал. На базе центра организуются выездные циклы, проводимые преподавателями Училища повышения квалификации для средних медицинских и фармацевтических работников г. Москвы. Большая работа проводится со студентами базовых медицинских училищ по организации их учебной и производственной практики.

В городской клинической больнице № 2 г. Владивостока с 1997 года функционирует учебно-методический центр медицинских сестер (УМЦ) во главе с руководителем УМЦ — старшей медицинской сестрой по обучению (Н.Д. Лада, Ж.В. Юн. ГМС, 2000, № 1).