Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 13

Анализ работы сестринского персонала санатория показал, что все медицинские сестры владеют смежными специальностями, проводят санитарно-просветительную работу с пациентами, при необходимости заменяют друг друга.

Результаты управленческой деятельности администрации санатория, в том числе и главной медицинской сестры, по социальной защите сотрудников и неработающих пенсионеров могут быть использованы и в других ЛПУ.

Создание благоприятных условий для деятельности сестринского персонала

Хорошо известно, как нелегок и нередко недостаточно рационально организован труд медицинских сестер. Поэтому внедрение различных мероприятий и новых форм организации труда, направленных на создание благоприятных условий для деятельности сестринского персонала, заслуживает постоянного внимания руководителей сестринских служб. Описанные на страницах журнала материалы по этой проблеме приводятся в настоящем разделе статьи.

Организационной структурой, значительно облегчающей труд старших медицинских сестер, медицинских сестер и сестер-хозяек стационаров и получившей широкое распространение, являются оперативные отделы.

В статьях главной медицинской сестры Московской городской клинической больницы № 15 Р.Н. Оськиной (ГМС, 2000, № 6; 2001, № 5) подробно описан опыт работы оперативного отдела больницы. Функции отдела постоянно расширяются.

В статьях описаны многочисленные задачи отдела, приведены функции, выполняемые отделом, представлен статистический материал о работе отдела. Поражает колоссальный объем работы, выполняемой семью работниками: одной старшей медицинской сестрой и шестью медицинскими регистраторами, причем очень важно, что приведено распределение их обязанностей. Отдел непосредственно подчиняется главной медицинской сестре.

Старшие медицинские сестры, медицинские сестры и сестры-хозяйки избавлены от беготни по многочисленным службам больницы, ибо все их вопросы решает оперативный отдел.

В статьях приведены формы заявок на выполнение различных работ. В форму заявок включен отрывной контрольный талон или место для отметки о сроке выполнения заявки.

Благодаря оперативному отделу в больнице удалось организовать своевременное выполнение плановых и срочных консультаций специалистов внутри больницы, а также заявок на различные работы" внутри отделений.

Особенно важно, что оперативный отдел не только организует выполнение заявок на различные виды работ, но и контролирует своевременность, полноту и правильность выполнения заявок, качество оформления историй болезни и другой медицинской документации, сдаваемой в отдел, и т.д.

Автор приводит большой статистический материал по описанию дефектов, допущенных при оформлении истории, болезни, по организации гистологических и лабораторных исследований.

Анализ работы различных служб больницы, проводимый оперативным отделом, помогает администрации больницы, в том числе и главной медицинской сестре, своевременно устранять выявленные недостатки.

Представленный в статьях материал свидетельствует о больших потенциальных возможностях оперативных отделов по организации выполнения многообразных работ, возникающих в деятельности лечебных отделений стационаров и тем самым облегчающих труд сестринского персонала, поскольку при отсутствии оперативного отдела эти работы следовало бы выполнять им.

Несомненно, оперативные отделы должны быть организованы в большинстве стационаров, и на очередь встает вопрос об их организации в крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Другой организационной структурой, создаваемой для оптимизации работы с наркотическими лекарственными средствами (НДС) и облегчения работы старших медицинских сестер и медицинских сестер лечебных отделений, являются централизованные наркотические службы (ЦНС) ЛПУ в виде специализированных процедурных кабинетов.

На эту тему в журнале опубликовано несколько статей.

В статье Р.Н. Оськиной и А.С. Хейфеца (ГМС, 2002, № 2) описан опыт организации и деятельности подобной службы в Московской городской клинической больнице № 15. С 1990 г. в больнице начато создание круглосуточно работающего процедурного кабинета по введению наркотических препаратов. В течение года в больнице получают медицинскую помощь свыше 40 тыс. пациентов. На основе пятилетнего опыта работы кабинета в 1995 г. было утверждено новое Положение о наркотической службе больницы и ее новое штатное расписание.