Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях России (по материалам журнала "Главная медицинская сестра"), страница 10

О проблемах наставничества рассказано в статье О.Б. Подольной (ГМС. 2001. №3). Наставничество позволяет использовать опыт, профессиональные навыки, квалифицированных, стажированных работников для передачи его молодым и вновь принятым на работу в целях их быстрой и эффективной адаптации. Автор описала, кому и когда нужен наставник, кто такой наставник, что он делает и т. п. К статье приложены методические рекомендации по организации наставничества, которые могут быть использованы в практической деятельности главных медицинских сестер. Возрождение наставничества позволит, с одной стороны, повысить эффективность труда и сократить сроки адаптации вновь принятых медицинских сестер и других средних медицинских работников, с другой — поднять имидж и самоуважение опытных работников, на которых возложены функции наставников.

В ходе профессиональной деятельности, во взаимоотношениях работников неизбежно возникновение конфликтов. В статье Л.В. Бершовой (ГМС. 2000. № 3) конфликты рассматриваются как норма производственных отношений, поскольку конфликты необходимы как регулятор отбора новаций, развития и движения организации вперед. В статье подробно рассмотрена теория конфликтов, а также дан анализ объективных и субъективных причин конфликтов. Особенно важной является стратегия поведения человека в конфликтных ситуациях, которая необходима каждому руководителю. Автор подробно описала 5 разных стратегий: избегание (ухода) от конфликта, противоборство (борьба), уступчивость, компромисс, сотрудничество.

Умение руководителя правильно выбрать стратегию выхода из конфликта — необходимое условие эффективной управленческой деятельности главных медицинских сестер. Поэтому овладение основами конфликтологии крайне важно для руководителей сестринских служб.

Для обеспечения эффективной управленческой деятельности главных медицинских сестер очень важно, чтобы они научились оптимально использовать свое рабочее время. Проблеме анализа использования рабочего времени, т.е. самоменеджменту посвящена статья Л.В. Бершовой (ГМС. 2001. № 2).

Автором рассмотрен метод анализа использования и планирования рабочего времени и умения классифицировать задачи, возникающие перед руководителями.

Таким образом, в журнале опубликована серия статей, в которых изложены рекомендации для главных медицинских сестер по оптимизации своей управленческой деятельности с использованием современных методов управления. Однако этому надо учиться настойчиво и постоянно.

В управлении сестринским персоналом ЛПУ, оказывающего платные медицинские услуги населению, имеются свои особенности. Главная цель руководителей подобных ЛПУ — обеспечить учреждению конкурентное преимущество и получение прибыли. Поэтому основным направлением их управленческой деятельности должно быть подчинение этой цели. В статье О.Б. Подольной (ГМС, 2001, № 8) рассмотрен широкий круг вопросов, посвященных этой проблеме.

Автор считает, что руководство ЛПУ прежде всего должно знать, какие мероприятия будут способствовать росту прибыли. Одним из управленческих инструментов, позволяющих руководству ЛПУ обеспечить стратегическое планирование для решения указанной выше цели, является проведение SWOT-анализа. Использование этого метода позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации, а также "угрозы", т. е. обстоятельства, на которые организация не может повлиять, и возможности организации.

Автор показала, что одним из аспектов планирования для достижения поставленной цели является определение исполнителей и ответственных лиц, использование должностных инструкций (типовых и персональных) с учетом возможностей конкретных работников. Особое внимание автор обратила на необходимость делегирования конкретных задач исполнителям, если необходимость их решения выходит за рамки существующих должностных инструкций. Умение делегировать дополнительные функции работникам, четко формулировать задачи предстоящей деятельности — важнейший навык управленческой деятельности руководителей, и этому следует учиться. В статье приведена последовательность действий руководителей при делегировании подчиненным дополнительных задач.