Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы

Страницы работы

Содержание работы

Живопись

На почве объединения отдельных княжеств и земель в единое государство к концу XVI в. складывается общерусский стиль в живописи Устойчивость композиции и стремление к повествовательности характеризуют живопись XVI в.

В самом конце XVI в. в станковой живописи наметилось новое художественное течение, отличное от основной линии развития живописи, — гак называемое “строгановское письмо”. Установлено, что в большинстве случаев авторами “строгановских” икон были московские иконописцы, писавшие по заказу Строгановых... Большое распространение получает маленькая комнатная икона, не связанная с традициями монументального искусства. Ее характерной особенностью является мелкое каллиграфическое письмо. Строгановская школа живописи—довольно распространенное в первой половине XVII в. течение в русской живописи, в котором главное внимание уделяется тщательной разработке деталей. Наиболее видными представителями строгановской школы были Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин. Художники этой школы — лучшие царские “изографы” овладели опытом своих предшественников и довели техническое мастерство до величайшего совершенства. Утонченность рисунка, разнообразная красочная гамма, сильно обогащенная золотом, всегда дается выдержанной в общем тоне. Все внимание художника сосредоточено на внешней стороне композиции. Если учесть сравнительно небольшие размеры икон, то эти произведения надо рассматривать как тончайшие произведения ювелирного искусства.

Яркое представление о характерных особенностях икон строгановского письма дал Павел Алеппский, один из спутников антиохийского патриарха Макария, посетившего Москву в 50-х годах XVII в. “Иконописцы в этом городе [Москве], —пишет он, не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости кисти и навыку в мастерстве: они изготовляют образки, восхищающие сердце зрителя, где каждый святой или ангел бывает величиной с чечевичное зернышко или с османи [мелкая монета]. При виде их мы приходили в восторг.., мы видели маленькую икону из трех дощечек, т. е. с дверцами: фигуры ангелов на ней величиною с мух — работа изумительная. Жаль, что люди с такими руками тленны!”.

Характерные черты строгановской школы сказались в равной степени как в изображении лиц, так и пейзажа, например на известной иконе “Предтеча в пустыне” Никифора Савина (начало XVII в.).

Некоторые черты влияния этой школы можно отметить в живописи конца XVII в. Это влияние сказывалось в четкости рисунка и обилии золота, особенно при изображении одежд.

Но в то же время в живописи XVII столетия, особенно с середины века, намечаются новые черты, стремление к реализму. Это новое художественное направление связано с именем крупнейшего из русских художников XVII в. Симона Федоровича Ушакова (1626—1686). Мастер Оружейной палаты С. Ф. Ушаков стоял во главе художников, объединявшихся этим государственным учреждением. Он имел многочисленных учеников, впоследствии крупных мастеров живописи — Ивана Максимова, Михаила Милютина и др.

Из кругов, близких к Ушакову, вышло и теоретическое произведение сторонников реалистического направления в искусстве — “Послание” изуграфа (художника) Иосифа Владимирова к Ушакову. Владимиров резко протестует против ремесла в искусстве, против “грубописателей”, которые в погоне за наживой пишут иконы небрежно, а затем продают, их, что “щепье по сту и по тысяче”. Такие живописцы не должны заниматься искусством: было бы лучше, если бы они занялись гончарным ремеслом. Владимиров требует красоты в искусстве. “Где таково указание изобрели несмысленные  любопрители, которые одною формою, смугло и темновидно, святых лица писать повелевают? Весь ли род человеческий во едино обличье создан? Все ли святые смуглый тощи были?.. Кто из благомыслящих не посмеется такому юродству, будто бы темноту и мрак паче света предпочитать следует?”. Искусство должно радовать человека, а не подавлять его мрачными религиозными образами. Искусство должно быть близким к природе. “Премудрый художник” что “видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах, и согласно слуху или видению уподобляет”. Это был разрыв со стариной, борьба за новое направление в искусстве.

Послание Иосифа Владимирова написано в 1664 г. Оно имеет полемический характер и направлено против сербского архидиакона Ивана Плешковича, порицавшего новые “световидные” иконы. В ответ на послание Владимирова С. Ф. Ушаков написал свое сочинение “Слово к люботщателем иконного писания”. В этом произведении Ушаков излагет теоретические основы искусства. Он дает общую характеристику всех искусств и особенно подчеркивает значение живописи Необходимость реализма в живописи, стремление к точности изображения Ушакова обосновывает сравнением с тем, как в зеркале отражаются все предметы: “Всякая бо вещь, аще представится зерцалу, а в нем свой образ написует... иже движущуся человеку —движется, стоящу —стоит, смеящуюся — смеется, плачущу — плачеть, и что-либо ино деющу — деет, всячески жив является, аще ни телесе, ниже души имать человеческия”. Предметы отражаются не только в зеркале, но и на мраморе и другой гладкой поверхности. Они представляются как бы написанными. Следовательно, живопись, по мнению Ушакова, должна, как зеркало, отражать действительность.

Похожие материалы

Информация о работе