Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 7

“Титулярник” представляет собой собрание портретов русских государей от Рюрика до малолетнего Петра I включительно, патриархов .московских и вселенских, а также современных иностранных государей, западных и восточных. Кроме того, в “Титулярнике” были помещены .русский государственный герб, 33 областных герба русских городов я гербы иностранных государств.

Портреты написаны в обычной иконописной манере, особенно русских князей и царей, но в то же время сказывается стремление дать живое лицо, что свидетельствует о влиянии новой живописной школы и на книжную иллюстрацию.

Такой же характер имеют иллюстрации и “Книги об избрании на царство Михаила Федоровича”. Миниатюры этой рукописи ценны тем, что тщательность передачи в них архитектурных форм дает возможность судить о многих сооружениях Московского кремля и Костромы, не дошедших до наших дней. Они изобилуют многочисленными бытовыми подробностями.

Орнамент обеих книг представляет собой сочетание разнообразных цветов как фантастических, так и реальных (тюльпанов и гвоздик), данных в ярких красках и расположенных то на золотом, то на серебряном фоне.

Работа по составлению “Титулярника” была выполнена золотописцами Посольского приказа и иконописцами Иваном Максимовым и Дмитрием Львовым под общим руководством Г. А. Благушина. Те же лица принимали участие и в составлении “Книги об избрании на царство Михаила Федоровича”; кроме них, над этой книгой работали живописцы Сергей Рожков, Анания Евдокимов и Федор Юрьев.

Наряду с такими парадными книгами иллюстрировались и книги самого разнообразного содержания. Стилистически миниатюры на бытовые темы оставались на уровне книжного искусства XVII в. Несмотря на •трактовку тем бытового характера, эти миниатюры остаются плоскостными, но не лишенными некоторых реалистических и бытовых черт.

Русская живопись, успешно развивавшаяся в XVII в. в направлении к реализму, не могла не оказать соответствующего влияния на искусство братских народов—украинского и белорусского, а также Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья .Выше уже упоминалось, что русские каменных дел подмастерья (архитекторы) возводили здания на Украине. Русские иконописцы, особенно во второй половине XVII в., также посылались для работы на Украину. В свою очередь они использовали в своей работе достижения украинского живописного и графического искусства. Известно, что мастера, расписывавшие фресками церковь Троицы в Никитниках, пользовались украинским изданием “Бесед” Иоанна Златоуста с гравюрами мастера “Т. П.”. Из этой книги русские мастера заимствовали некоторые сюжеты росписей и композиционные схемы изображений.

Русские мастера-иконописцы неоднократно посылались для художественных работ и в Молдавию, Так, в 1641—1642 гг. по просьбе молдавского господаря Василия Лупу русское правительство направило в Яссы русских иконописцев Сидора Поспеева и Якова Гаврилова с товарищами, которые расписали фресками стены храма Трех святителей и затем возвратились на родину.

Павел Алеппский, подробно описывая свое путешествие из Алеппо в Москву, сообщает интересные данные о виденных им произведениях русского искусства. При посещении Константинополя он отмечает, что в патриаршей церкви Георгия он видел “иконостас весьма величественный и болыпия иконы над царскими вратами обширных размеров и писаны а Москве”. Продолжая свой дневник, он пишет, что в Яссах в монастыре “иконостас весьма благолепен: все иконы ценныя, московской работы, Колонны у алтарных дверей украшены резьбой в виде виноградных лоз: