Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 2

Вместе с тем Ушаков подчеркивает, что художником должно руководить стремление к красоте и живому, реалистическому изображению того, что он пишет. Художник должен давать такие изображения, которые производили бы настолько сильное впечатление на зрителей, что не требовалось бы никаких словесных объяснений. В то же время он признает, что современная ему русская иконопись еще далека от этого идеала  "Мнози от нас,—пишет он,—имуще искусство художества, смеху пачнежели благоговеинства и умиления достойная пишут”. Чтобы помочь своим собратьям по искусству в усвоении ими живописного мастерства, Ушаков и решил составить свой “Алфавит художества”. Он считает это своей обязанностью, так как имеет “талант иконописательства” и не должен зарывать его в землю. Передача своего опыта другим — лучшее применение этого таланта.

“Слово к люботщателем иконного писания” является теоретическим введением к задуманному, но, к сожалению, не осуществленному автором практическому руководству для живописцев. Это руководство, названное Ушаковым “Алфавит художества”, должно было состоять из изображений человеческого тела, выгравированных на медных досках и отпечатанных.                                                   

“Алфавит художества” С. Ф. Ушакова принципиально отличаете” от обычных иконописных подлинников, дававших застывшие традиционные образцы икон. Включающий в себя изображения различных частей человеческого тела и в разных положениях, “Алфавит” должен был прокладывать пути реализму в русском искусстве.

Стремление к реализму в XVII в. наблюдается в монументальной и станковой живописи и в появлении новых жанров —портретной живописи и пейзажа.

Наиболее ярким памятником русской монументальной живописи середины XVII в. являются стенные росписи в церкви Троицы в никиниках в Москве, в Китай-городе, расчищенные от позднейших записей в 1939 г. В 1652—1653 гг. внутренние стены церкви были сплошь по крыты фресками. С точки зрения техники эти фрески отличаются тем, что поверх красочного слоя, написанного по сырой штукатурке, они прописаны темперой (т. е. краской на яйце), что придает им большую прочность, яркость и дает более богатую красочную гамму. Что касается композиции то совершенно очевидна большая талантливость автора росписей, сумевшего в отчетливом и последовательном построении передать сложность тем, присущих живописи XVII в. Необыкновенно удачно использованы автором архитектурные композиции, являющиеся как бы границами между различными сценами, а иногда и связующим звеном между ними. 3 трактовке фигур художник показал себя чрезвычайно опытным мастером, не останавливающимся перед самыми смелыми и трудно передаваемыми ракурсами. Вся живопись весьма реалистична и выполнена в очень разнообразной красочной гамме. He без основания существует предположение, что возможным автором этих росписей является выдающийся художник середины XVII в. ярославец и земляк владельца церкви Никитникова Иосиф Владимиров, друг Симона Ушакова. Возможно, что в этой работе принимал участие и сам Ушаков, тем более что он написал для Никитниковской церкви несколько икон. Тематика росписей церкви Троицы заимствована из библии, главным образом из Нового завета. Но в эти далекие сюжеты автор привносит бытовые черты русской. действительности XVII в. Особенно это следует сказать о фреске “Брак Кане Галилейской”. Участники пира изображены в русских кафтанах и шапках XVII в.

Еще ярче эти черты нового направления в русской живописи сказались в стенной росписи ярославских храмов второй половины XVII в. Роспись церкви Ильи пророка исполнена по заказу строителей —гостей