Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 8

ветви золотыя, гроздья зеленые и фон ярко красный. Алтарные двери все резныя, позолоченныя, как и в других церквах”, В Яссах же в монастыре Параскевы, находившемся в ведении синайских монахов, он замечает, что “весь иконостас, алтарныя двери и образа апостолов — русской работы”. Наконец, при посещении монастыря в Торгашту (Валахия) он также отмечает “иконостас русской работы”4. Из этих нескольких замечаний нетрудно установить, что в первой половине XVII в. не только русская живопись была распространена далеко за пределами Русского государства, но и резьба по дереву. Очевидно, что целые артели русских иконописцев и резчиков работали в Константинополе, Валахии, Молдавии. Едва ли сам Павел Алеппский мог определить принадлежность иконописи и резьбы русским мастерам, вероятно, монахи этих монастырей обращали его внимание на эти произведения, которые они сами высоко ценили. Несомненно, что эти произведения русского искусства не могли не оказать влияния на местное искусство.

Неоднократно посылались русские иконописцы и в Грузию. Как только установились дипломатические отношения Грузии с Русским государством, грузинские цари стали обращаться к русскому правительству с просьбой о присылке иконописцев. В состав одного из первых русских посольств в Грузию, посольства князя С. Звенигородского (1589) входило несколько иконописцев. Вместе с посольством И. Нащокина (1601—1603) были направлены в Кахетию иконописцы  Первуша Барышников и Трофим Ларионов, а также четверо плотников “для церковного дела”. Иконописцы Семен Савин и Иван Данилов поехали в Грузию в составе посольства князя Ф. Ф. Волконского (1637—1640). Интересно отметить, что, отправляя мастеров, русское правительство заботилось, чтобы они там долго не задерживались. Обычно они должны были возвращаться вместе с посольством и только в исключительных случаях, по просьбе кахетинских царей, им разрешалось оставаться на более долгий срок. Грузинское правительство, напротив, стремилось задержать русских мастеров на возможно длительный срок, если не навсегда. Вот почему русское правительство включало в наказы своим послам обязанность требовать от грузинских царей возврата русских мастеров. Русский посол князь Е. Ф. Мышепкий, посетивший Кахетию в 1641—1643гг., должен был добиваться возврата на Русь иконников Семена Савина и Ивана Данилова, а также оконничного мастера Никифора Григорьева, оставленных в Кахетии посольством князя Ф, Ф. Волконского в 1637—1640 гг.2. На неоднократные требования князя Е. Ф. Мышецкого возвратить русских мастеров кахетинский царь Теймураз неизменно отвечал, что мастера в настоящее время находятся не у него, а у его зятя имеретинского царя Александра, причем однажды Теймураз даже с некоторой досадой заметил послам: “Что де вы о тех иконникех и об оконничном мастере часто говорите? Прежде сего при прежних грузинских царех прислано было в Грузи иконников 12 человек, и те иконники все в Грузех и померли, а ныне прислано всего 3 человека”. Этим самым Теймураз подчеркнул, что он вообще не собирается возвращать русских мастеров. Послы, специально расследовав это дело, установили, что “те государевы иконники и оконичной мастер у Теймураза царя поженены, п дано им на прокорм по двору по крестьянскому да под пашню дана земля”. При приезде послов царь спрятал мастеров и не отдал их послам. Послы заметили, что во многих кахетинских храмах есть иконы русского письма, видели они работу и оконничного мастера. В Грузии известны многие места, где работали москвичи, среди них особенно интересен алавердский “Егорьевский монастырь”, который был центром их работы. Сохранилась икона Георгия из Алавердского монастыря; судя по ее стилю и в особенности изображению Троицы вверху, икона, несомненно, русской работы, а оклад с грузинскими надписями и орнаментом - местного происхождения. Московские художники, работавшие долгое время в Грузии, создавшие много произведений живописи не только станковой, но и монументальной, не могли не воздействовать в той или иной мере на местное искусство.

Устанавливались связи в области искусства и с Арменией. Одним из крупнейших русских художников второй половины XVII в. был армянин Иван (Богдан) Салтанов, выехавший на русскую службу в 1667 г.