Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 3

Скрипиных в 1680 г. большой артелью мастеров во главе с костромичами Гурием Никитиным и Силой Савиным; роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1694—1695) создана артелью из 16 “добрых” мастеров во главе с “кормовым иконописцем первой статьи” переяславцем Дмитрием Григорьевым. Несравненное красочное богатство и узорочность уподобляют эти росписи яркому цветистому ковру, затягивающему стены и своды светлых и просторных храмов и их широких папертей. Художники блещут многообразием изображенных сюжетов и их детальной и сложной разработкой. Они выступают как занимательные и неистощимо изобретательные рассказчики различных церковных и мирских притч, действие которых развертывается часто в русской бытовой обстановке, с русскими костюмами и предметами. Мастера не боятся включить в церковную роспись элементы острой политической или бытовой сатиры, живо изобразить фривольные сцены и показать обнаженное тело блудниц или прекрасной Сусанны, застигнутой старцами. Оптимистический дух народного творчества проникает сверкающую яркими красками роспись и вносит в трагические сцены Страшного суда или Апокалипсиса легкий юмор и скептицизм, а в церкви Иоанна Предтечи место Страшного суда занимает жизнерадостная сюита изображений на темы “Песни песней”.

В ряде поздних росписей конца XVII в. церковная фреска сближается с формами народного лубка.

Памятником монументальной живописи XVII в. являлись и внутренние стенные росписи деревянного дворца царя Алексея в селе Коломенском.  Эти росписи производились под общим руководством С. Ф. Ушакова. Тематика росписей в основном светская—сюжеты исторические, разные аллегории, пейзажи, “травы”, т. е. орнамент из цветов. На сводах были изображены “беги небесные”: солнце, луна, кометы и звезды. В стихотворном приветствии царю Алексею по поводу его вселения в Коломенский дворец Симеон Полоцкий характеризует богатство содержания и мастерство исполнения стенных росписей нового дворца. В станковой живописи новые черты реализма сказываются прежде всего в работах самого С. Ф. Ушакова. Наиболее ранней из его работ считается икона “Великий , архиерей”, написанная в 1657 г. для церкви Троицы в Никитниках. В этом произведении очень ясно выступают реалистические устремления художника, ищущего новых путей в живописи. С этой иконы ведет свое начало новый “ушаковский” период русской живописи.


Поскольку С. Ф. Ушаков был “знаменщиком”, т. е. мастером, составлявшим общую композицию иконы, и, кроме того, писал лица (другие части иконы писали его ученики), то именно человеческое лицо привлекало его главное внимание. Любимое изображение Ушакова — “Нерукотворный спас”, изображение лица Христа на полотне. Образ Христа под его кистью приобретает “плотский”, человеческий характер. Мягкая красочная лепка лика, правильная светотень и близкие живым краскам тона — все это создавало резкую противоположность старым иконописным шаблонам. Впрочем, эти новые черты в живописи сочетались с условной плоскостной трактовкой фигур и традиционной композицией.


В 1668 г. С. Ф. Ушаков пишет одно из выдающихся своих произведений “Древо государства Российского”. Эта композиция является своего рода генеалогическим древом русских князей и иерархов, поднимающимся из Успенского собора. Из-за стены видны с левой стороны фигура Алексея Михайловича, с правой—царицы Марии Ильинишны Милославской с царевичами Алексеем и Федором. Внизу со всеми подробностями вид Кремля от Красной площади. Совершенно точно передана стена с башнями, причем особенно подробно написана Спасская башня со знаменитыми часами, рвом, отделяющим площадь от Кремля, и т. д.  Лица фигур в медальонах, расположенных среди ветвей дерева, написаны в такой же реалистической манере, о которой говорилось выше.