Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 5

Стремление к реализму сказывается и в портретной живописи, так называемых парсунах. Более ранние парсуны (конца XVI — начала XVII в.) написаны в обычной иконописной манере. Таковы, например, парсуны царя Федора Ивановича (1600) и князя М. В. Скопина-Шуйского (1610). В парсуне царя Федора желание художника придать лицу большую жизненность и близость к оригиналу привело к подчеркнутой объемности лица, нарочито преувеличенным глазам, трактованным в иконописной манере; тот же иконописный прием виден в плоскостной передаче расшитого жемчугом и драгоценными камнями воротника его одежды. Князь М. В. Скопин-Шуйский изображен в три четверти, лицо круглое, несколько одутловатое, князь кажется значительно старше своих лет (он умер 24 лет). Низанный жемчугом высокий воротник написан плоскостно и по-иконописному.

Парсуны середины и конца XVII в. свидетельствуют о стремлении художников уловить портретное сходство и дать реалистическое изображение. Правда, все это совмещалось с плоскостной трактовкой фигур и чертами общей иконописной манеры письма. Такова парсуна Алексея Михайловича, писанная Станиславом Лопуцким. Наиболее ярко черты реализма в парсунном письме сказались в парсуне царя Федора Алексеевича, писанной Иваном (Богданом) Салтановым.

Представители господствующих классов иногда обращались к ус-дугам и иностранных художников, находившихся на русской службе. Сохранились портреты патриарха Никона, писанные Иваном Детерсоном и Даниелем Вухтерсом. На обоих портретах Никон изображен в реалистической манере, напоминающей приемы западноевропейской портретной  живописи XVII в.

Новым жанром, получившим   достаточно широкое развитие в живописи XVII выявляется пейзаж. Правда, русский пейзаж XVII в. не имеет самостоятельного значения. Он представляет собой фон той или иной иконы. Но этот фон настолько   тщательно разработан, что можно специально говорить о пейзаже. Лучшим мастером такой “пейзажной” живописи конца XVII в. был Тихон Филатьев. Одним из известных произведений Тихона Филатьева является икона "Предтеча в пустыне". Наибольший интерес в этой иконе представляет изображение “пустыни”, данное в левой нижней части иконы. Густой бор, зеленые полянки, озеро с плавающими лебедями, различные звери в лесу и птицы на деревьях — вот черты, какими рисуется пустыня на иконе Филатьева. На правой стороне иконы изображены здания типа дворца. Икона как бы объединяет дикий пейзаж и величественными архитектурными сооружениями. Не меньший  интерес в этом же плане представляет и икона “Вертоград заключенный”, написанная Никитой Павловцем в конце XVII в. На ней изображена богоматерь с младенцем на руках на фоне; сада, окруженного балюстрадой, на переднем плане заканчивающейся ступеньками у воды. По углам балюстрады поставлены вазы с цветами, по преимуществу гвоздики и тюльпаны, внутри сада насажены деревья, цветущие кусты. На заднем плане волнистые горы, покрытые деревьями. Сочетание цветущего сада, заканчивающегося спуском к воде, пейзаж заднего плана, реалистическая передача всей композиции делают эту икону одним из редких памятников пейзажной живописи конца XVIIв.

Красочная гамма, напоминающая русскую народную роспись, очень разнообразна, ярка, радостна. То обстоятельство, что за этой иконой утвердилось название “Ветроград заключенный”, с несомненностью свидетельствует, что главное внимание художник обратил на изображение именно сада.

Реалистические элементы в творчестве Тихона Филатьева и Никиты Павловца сказались прежде всего в их пейзажах, в их стремлении возможно точнее передать живую и неживую природу.