Общерусский стиль в живописи. Черты строгановской школы, страница 6

В качестве пособия при усвоении реалистических приемов живописи русские художники XVII в. пользовались библией, изданной амстердамским книгопродавцем Иоганном Пискатором (Фишером). Первое издание библии Пискатора вышло в 1650, второе —в 1674 г. Эта библия представляла собой альбом из 277 гравюр с картин на библейские темы, принадлежащих кисти лучших итальянских, голландских и немецких художников. Пластичность изображения фигур и тщательная разработка деталей — основные характерные черты гравюр библии Пискатора — давали представление о главных линиях развития западноевропейской живописи. Библия Пискатора служила хорошим пособием по рисованию. Русские художники XVII в. и использовали ее в этом отношении. Экземпляры библии были у крупнейших живописцев—С. Ушакова, И. Безмина, И. Салтанова. Художники заимствовали из них отдельные детали и перерабатывали их в соответствии с собственной манерой письма .    

Новые черты русской живописи сказываются не только в иконописи  в парсунном письме, но и в гравюре и в иллюстрациях рукописных книг.

Введение книгопечатания в XVI в. естественно значительно сократило надобность в дорогостоящих переписанных книгах и значительно расширило круг людей, пользовавшихся книгами. Появление печатных книг, сравнительно доступных, украшенных миниатюрами и заставками, выполненными гравюрой, имело чрезвычайно большое значение в истории русского искусства не только книжного, но, в частности, и декоративной резьбы по дереву.

Первые гравюры обычно выполнялись одной линией контура с резко наложенными тенями. Такой вид имели заставки, концовки и инициалы первых русских печатных книг. Это были гравюры на дереве. В XVII в. появляются гравюры на металле.

Прекрасным мастером рисунка и гравером проявил себя С. Ф. Ушаков. Чрезвычапно интересна гравюра на меди, выполненная Ушаковым в 1680 г. для титульного листа в книге “Повесть о Варлааме и Иосафе”. Титульный лист оформлен в виде схематически решенного портала, по сторонам которого расположены две аллегорических фигуры —женщины и мужчины. Женщина опирается ногами на панцирь и шлем. В одной руке у нее рог изобилия, в другой — музыкальный инструмент и пальмовая ветвь, сзади нее ягненок и над головой надпись: “Мир”. Мужчина— воин в броне с шлемом на голове и копьем в правой руке, стоящий на черепахе. Над головой надпись: “Брань”. Оба изображения нарисованы с знанием строения человеческого тела и умением его правильно передать. Известно и несколько специалистов-граверов: Л. Тарасевйч, А. Трухменский Иногда в качестве граверов работали крупные мастера серебряного резного дела. Так, в последней четверти XVII в. В. Андреев выполнял гравюры по рисункам С. Ф. Ушакова. Другой крупный мастер серебряного резного дела Леонтий Кузьмин Бунин делал Гравюры для иллюстрированного букваря Кариона Истомина, напечатанного в 1694г.

На иллюстрациях рукописных книг XVII в. сказывается влияние печатного орнамента; Сочетание черного и белого цвета в растительном орнаменте дополняется золотом, а иногда и многокрасочной расцветкой.

Большое значение для развития книжной иллюстрации имела деятельность золотописпев Посольского приказа. Основной работой золотописцев было украшение царских грамот, отправляемых иностранным государям, с которыми русское правительство поддерживало дипломатические отношения. Золотом и красками писались заставки, концовки, инициалы и украшения на полях грамоты. Иногда золотом писался и весь текст. Обычно в штате Посольского приказа состояли четыре золотописца. Старшим из них, как правило, бывал крупный художник живописец. Такими были Григорий Антонович Благушин в середине XVII в. и Карп Иванович Золотарев в конце века.

Золотописцы нередко привлекались к работам в области книжной иллюстрации. При их участии в Посольском приказе в 70-х годах XVII в. “строились”, т. е. создавались, рукописные книги, которым правительство придавало большое политическое значение. Вместе с тем они имеют и большую художественную ценность. Таковы “Большая государственная книга”, или “Корень российских государей”, называемая иначе “Титулярник”, и “Книга об избрании на царство Михаила Федоровича”. Обе книги роскошно иллюстрированы и по составу своей орнаментации близки между собой.