Духоборческое движение 1890-х годов

Страницы работы

Содержание работы

В литературе утвердилась точка зрения, что духоборческое движение 1890-х годов, кульминацией которого стало сожжение оружия в 1895 г., носило оригинальный и самостоятельный характер. Это мнение основано на том, что новое учение духоборцев, получивших название «постники», полностью сложилось к концу 1894 г., а первые контакты лидеров движения с А. Н. Толстым и его последователями состоялись только в декабре 1894 г.; и лишь после сожжения оружия, когда Толстой и его друзья начали оказывать духоборцам, подвергшимся репрессиям, моральную и материальную помощь, между ними установились тесные взаимоотношения.

Существовала, правда, и другая точка зрения, в соответствии с которой в основе движения духоборцев-постников лежали идеи Толстого, привнесенные в их среду толстовцами. Эту концепцию исследователи никогда не рассматривали серьезно, так как она принадлежала чиновникам Синода и Департамента полиции. За более чем сто лет никто не попытался разобраться в тех событиях и оценить степень влияния толстовства на духоборческое движение. Опубликованные и архивные материалы, изученные нами, свидетельствуют о том, что толстовцы сыграли в духоборческом движении самую непосредственную роль Они использовали раскол в секте после смерти бездетной руководительницы духоборцев Лукерьи Калмыковой и сумели превратить обычную борьбу за власть и деньги между Петром Верггиным и его сторонниками, с одной стороны, и жителями села Горелое - с другой, в социально-религиозное движение толстовского толка.

Первым на духоборцев обратил внимание Д. А. Хилков. Еще будучи совсем молодым человеком, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. князь Хилков служил в Закавказье и вскоре после войны побывал в духоборческом селении Троицкое. Разговор с хозяином дома, в котором князь ночевал, о вере, об иконах, об образе Божием в человеке заставил Хилкова взяться за Евангелие. Учение духоборцев очень его заинтересовало, и позже он писал: «Зная Евангелие, я видел, что они ближе к нему, чем православные» [I]. После встречи с духоборцами Д. А. Хилков начал изучать литературу, касавшуюся этой секты, и в ноябре 1880 г. закончил рукопись под названием «Учение духовных христиан» [2], в которой изложил свое представление о духоборческом учении.

В рукописи Хилков постарался каждый догмат, каждое положение вероисповедания, извлеченного им из литературы о секте, обосновать ссылками на Св. Писание и тем самым доказать истинность духоборческого учения. Однако изложенные духоборческие догматы были как бы очищены от неясностей, усилены, из них было взято только то, что созвучно представлениям самого Хилкова. Это, скорее, учение Хилкова, а не духоборцев. Если же вчитаться еще внимательней, то обнаруживается целый ряд положений, вовсе не свойственных духоборчеству. Например: «Все, что не сотворено людьми, не может принадлежать отдельным людям: земля, вода, деревья, трава, хлеб,— принадлежат Богу, то есть всему роду человеческому, в котором он пребывает» [З]. Ничего подобного у духоборцев не было ни в учении, ни в жизни. Хилков там же пишет, что платить подати — значит способствовать усилению власти, которая всегда враждебна учению Христа, и тем самым отдалять наступление Царства Правды: «...духовные христиане и все сыны Царства Правды свободны от пошлины и подати». Духоборцы считали себя данниками, а не подданными государства, и старались свести контакты с властями до минимума; для этого они всегда исправно отдавали «кесарю кесарево». На страницах рукописи Хилков нарочито заостряет вопрос об отношении к государству и несколько раз повторяет мысль о том, что «Царство Правды несовместимо с начальством, властью и силой одних людей над другими» [4]. Хилков приписал духоборцам и идею о непротивлении злу: «Духовный христианин не противится злому до тех пор, пока тот не задевает его человеческого достоинства, то есть Бога, в нем пребывающего...», но если такое случится, он должен умереть, но не покориться, так как нельзя слушать людей больше, чем Бога [5].

Духоборцев традиционно считали рационалистической сектой, и это было большим заблуждением, в которое впали и толстовцы. Духоборцы никогда не считали Христа простым смертным, избранным Богом для провозглашения своих заветов человечеству. Христос в понимании духоборцев - это Бог и Сын Божий, после крестной смерти человеческой плоти пребывающий в плоти их вождей. Духоборцы никогда не были анархистами: они безоговорочно признавали власть своего вождя. Они верили в собственную избранность, и секта была совершенно закрытой для посторонних людей. Признавая за грех убийство человека, духоборцы имели оружие и, окруженные кочевыми племенами, грабившими их, пользовались этим оружием. Что действительно было общего у духоборцев и толстовцев, так это резко отрицательное отношение к православной церкви, неприятие внешнего поклонения и его атрибутов.

В 1886 г. в машинописном сборнике «Всходы» под названием «Краткое исповедание духовных христиан» было напечатано переработанное «Учение...», распространявшееся среди окружения Толстого [б]. В 1888 г. во время обыска у толстовцев полиция изъяла несколько экземпляров «Краткого исповедания...» [7]. В 1888 г. это сочинение Хилкова взялся править сам Лев Николаевич [8].

Похожие материалы

Информация о работе