Духоборческое движение 1890-х годов, страница 5

Все эти достаточно убедительные, пусть даже не всегда прямые, свидетельства говорят в пользу того, что не только духоборцы большой партии, но и ее ссыльный вождь стали объектами пропаганды толстовцев еще в начале 1890-х годов.

Очень быстро первые религиозно-нравственные искания П. В. Веригина приобрели совершенно определенную, законченную форму. В конце 1893 г. и в начале 1894 г. через связных духоборцы большой партии получили целый ряд советов своего ссыльного вождя. Они сводились к следующему: не должен «духоборец идти на военную службу и учиться там убивать людей на войне и притеснять их в другое время по приказанию людей»; не должен духоборец гнаться за наживою и стараться обеспечить себя и свое семейство, роскошно отмечать свадьбы, рождение или смерть, платить за невесту, как за скотину, выкуп; «не полезно» для души курить и пить; грех есть мясо и рыбу и для этого убивать живое существо [22]. Чтобы родиться свыше от Св. Духа и войти в Царствие Божие, духоборцы также должны отказаться от использования чужого труда, поделиться лишним с неимущими, прекратить супружеское сожитие и рождение детей, во-первых, потому, что человечество и так перенаселило землю; во-вторых, потому, что большое количество детей в семье не позволяет родителям думать о божественной жизни и в том же духе воспитывать детей; в-третьих, духоборцам предстоит тяжелая борьба, а дети могут стать «препятствием Божьему делу» [23]. С некоторой натяжкой, но все-таки большую часть этих советов можно было вывести из традиционного духоборческого учения (не из практики), но вот вегетарианство и ненасилие над всякой тварью Божьей, так же как воздержание от плотских отношений, никак не укладывались в рамки привычных религиозно-этических норм.

Советы Петра Васильевича о пересмотре основ духоборческой жизни обсуждали и принимали в течение зимы 1893/94 гг. [24] В этот период среди сторонников Веригина произошел раскол на последовательных веригинцев, полностью принявших советы вождя и получивших название «постников», и на «воробьевскую» партию во главе с А. Воробьевым. Члены последней оказались маловерами и засомневались в божественности Веригина. Вполне сочувственно относясь к постникам, они сами не решились следовать новому учению «Петюшки».

К концу 1894 г. стали совершенно очевидны успехи толстовской пропаганды среди духоборцев. Они вызвали повышенный интерес к секте со стороны тех толстовцев, кто первоначально не принимал непосредственного участия в кампании: Е. И. Попова, И. М. Трегубова, В. Г. Черткова, П. А. Буланже, И. и Е. На-кашидзе и, конечно же, самого Л. Н. Толстого. В декабре 1894 г. состоялось личное знакомство А. Н. Толстого и его ближайших последователей с лидерами духоборческого движения. Произошло это в Москве во время перевода П. В. Веригина из Шенкурска в г. Обдорск Тобольской губерни1<. 8 декабря в Москве в Бутырской пересыльной тюрьме П. Веригин познакомился с Е. И. Поповым, который заранее знал о приезде Петра Васильевича и специально пришел на свидание.

Во время их встречи присутствовал брат Петра Веригина Василий, который вместе с еще двумя духоборцами сопровождал вождя. Петр Васильевич велел поговорить с этим толстовцем «без стеснения обо всем подробно» [25]. Попов прошел с Василием Веригиным до гостиницы, в которой духоборцы остановились, и сразу же пошел к Толстому. Аев Николаевич направил в гостиницу П. И. Бирюкова и Е. И. Попова [26], чтобы пригласить духоборцев на обед. Те отказались, опасаясь ареста, так как они должны были добраться до своих и передать им советы «Петюшки» об отказе от воинской повинности и сожжении оружия. Договорились, что толстовцы придут к ним в гостиницу на следующий день [27]. В гостиницу пришли Л. Н. Толстой, а также П. И. Бирюков, Е. И. Попов, И. М. Трегубов, видимо, М. Шарапова и, возможно, В. Г. Чертков. Расспрашивал в основном Толстой. «На большую часть вопросов Льва Николаевича по поводу насилия, собственности, церкви и вегетарианства мы отвечали полным согласием» [28],— вспоминали позже духоборцы. Толстой во время этой встречи передал В. В. Веригину книгу «Царство Божие внутри вас» [29]. Спустя почти семь лет, 2 августа 1901 г., В. В. Веригин в письме к Л. Н. Толстому из сибирской ссылки писал, что то Евангелие («Краткое изложение Евангелия»), «которое Вы при свидании в Москве пожертвовали, жандармерия при обыске на Кавказе отобрала у меня, ту, другую книгу, за которой Вы посылали Машу Шарапову, я храню» [30]. Та, другая, книга и была «Царство Божие внутри вас».