Духоборческое движение 1890-х годов, страница 4

Последователи Толстого воспринимали духоборцев как носителей истинного христианства в народной среде, которые временно, в силу обстоятельств, отошли от своих идеалов. Духоборческое общество умело хранить тайны от посторонних, и поэтому, даже сойдясь с ним весьма близко, Хилков, Дудченко и другие так и не поняли, что толстовцы и духоборцы - «разного духа». Понимание это пришло позже, уже после переселения духоборцев-постников в Канаду, и принесло толстовцам разочарование и крушение иллюзий.

В тот период духоборцы действительно оказались очень удобной почвой для толстовской пропаганды в силу того особого внутреннего состояния в духоборческом обществе, которое проявилось после раскола. Лидеры так называемой «большой партии», признавшей своим вождем П. В. Веригина, понимали, что необходимы радикальные перемены в жизни секты, благополучие и зажиточность которой неизбежно приведут к ее распаду; перемены, способные возродить былой религиозный энтузиазм и сплотить веригинцев. Толстовское религиозно-философское учение с его жестким, доходчиво обоснованным аскетизмом было как раз той идейной платформой, на которой могло состояться духовное возрождение духоборцев. После того как закавказская администрация встала на сторону противников П. В. Веригина, а его самого отправила в ссылку, в среде духоборцев резко усилились антигосударственные настроения. Главная причина успеха пропаганды толстовских идей среди духоборцев заключалась в том, что они были восприняты П. В. Веригиным и, будучи освящены его сакральным авторитетом, приобретали в среде его наиболее фанатично настроенных последователей статус религиозных догм.

С 1887 г. Петр Васильевич Веригин — любитель роскошной жизни и веселых забав — находился в ссылке на севере России. По свидетельствам современников и по его письмам, перелом в его мировоззрении произошел в период с мая 1890 г. по 1893 г., во время пребывания в Коле Архангельской губернии. Он перестал курить, пить, есть мясо, занялся работой на земле и благотворительностью [16].

Кто или что так сильно повлиял на него? Этот вопрос пока остается без ответа. Архангельская губерния была местом ссылки людей разных религиозных направлений и политических убеждений, с которыми общался Веригин. Не исключено, что в руки Веригина могла попасть соответствующая литература, тем более что окружавшие его в ссылке ближние и дальние родственники ездили к нему через Петербург и Москву. Например, ближайшие сподвижники Петра Веригина - зять И. Е. Конкин и брат В. В. Веригин — в 1890 г. были в Санкт-Петербурге [17].

На фигуру опального вождя сразу же после приезда в Закавказье обратил внимание Д. А. Хилков. В первом же письме к Л. Н. Толстому из Башкичета Хилков упоминает о П. В. Вериги-не: «Один духобор — "вождь" большой половины всех духобор — сослан в Колу (кажется, Архангельской губернии). Его именем много зла творится, а я думаю, что он хороший человек. Нет ли у Вас, Аев Николаевич, знакомых в тех местах? Я хочу написать ему письмо. Имя его — Петр Васильевич Веригин» [18]. Вполне возможно, что после этого письма Толстой нашел «знакомых в тех местах», которые и взялись за развитие и просвещение Петра Веригина. Возможно, таким человеком стал народный писатель Максим Леонович Леонов (Максим Горемыка). Его пребывание в ссылке в Коле (Архангельская губерния, 1892 г.) совпало с пребыванием там же П. В. Веригина. Известно, что между ними именно в этот период сложились дружеские отношения. Леонов был страстным почитателем Толстого, которого считал «великим учителем» [19]. Хилков написал письмо Веригину, но ответа на него не последовало, и их переписка не состоялась. ОднакоХилкову, видимо, удалось наладить снабжение Веригина изданиями «Посредника» и улучшенными сытинскими книжками для народа, в числе которых были произведения А Н. Толстого. Находясь в ссылке, П. В. Веригин регулярно получал эти книги, которые, как он сам потом писал, у него собраны почти все по каталогу. Духоборцы свидетельствовали, что «сами видели его за чтением сочинений графа Толстого» [20]. Знакомый Петра Васильевича А. Исупов также отмечал, что, по свидетельству близких к Веригину людей, он изменился под влиянием идей Толстого [21],