Духоборческое движение 1890-х годов, страница 6

Духоборцы произвели на Толстого очень хорошее впечатление. В тот же день, 9 декабря, Лев Николаевич в письме к Н. Н. Иванову писал, что виделся с братом сосланного в Сибирь духоборца и еще двумя. «Сосланный Веригин виновен в том, что оживил дух застывших в своих верованиях и опустившихся по жизни единоверцев, вызвал в них истинную христианскую жизнь, так, что они стали отдавать все свое имущество в общину, перестали курить, пить, есть мясо и отказываются от присяги и военной службы...» [31]. На следующий день, 10 декабря, в 9 часов вечера с Тульского вокзала было намечено отправление партии заключенных в Сибирь. На вокзал вместе со своими друзьями пришел Л. Н. Толстой. Он хотел познакомиться и проводить П. В. Веригина. Этот любопытнейший факт отсутствует в «Летописи жизни и творчества А- Н. Толстого». Отправление поезда с арестантами перенесли на два часа, и Толстой, оставив для П. В. Веригина ящик с книгами, ушел [32]. Однако друзья Льва Николаевича дождались отправления партии и успели немного поговорить с Петром Веригиным. Какие книги передал Толстой Петру Васильевичу, неизвестно, но, видимо, среди них был экземпляр «Царства Божия...». Правда, по признанию Петра Веригина, он прочел из него всего несколько страниц, а потом кто-то выпросил у него книгу и не вернул [33]. На Василия Веригина это произведение Толстого произвело сильное впечатление. После его прочтения он написал беседу «Возлюбленный братец в Господе, Иисусе Христе, желаю побеседовать с тобой» [34], з которой почти дословно воспроизвел часть декларации Гаррисо-на, опубликованной Толстым в «Царстве Божием...» [35]. Авторство этой беседы неправильно приписывалось Петру Веригину.

Сам П. В. Веригин никогда не признавал, что проповедуемые им идеи заимствованы у кого бы то ни было. В письме к Н. Т. Изюмченко в январе 1896 г. он подчеркнуто небрежно писал: «В чем заключается его (Л. Н. Толстого.- С. И.} философия? Произведений его я не читал. Только понаслышке знаю, что он отрицает законность современной "цивилизации", то есть прогрессы ее» [36].

Весной 1895 г. началась переписка П. В. Веригина с Е. И. Поповым, С. А. Дашкевичем, И. М. Трегубовым, а 21 ноября первое письмо Веригину написал Л. Н. Толстой. Их переписка продолжалась по 1909 г. [37].

Толстовская пропаганда принесла свои плоды весной 1895 г. В ноябре 1894 г. был обнародован царский манифест, даровав


ший помилование некоторым категориям преступников. Духоборцы ожидали, что П. Веригин и одновременно сосланные с ним старички попадут под амнистию, но вместо этого им продлили срок. Каким образом веригинцы- постники могли выразить все свое неприятие этого неправедного, безбожного государства, как не отказом от его защиты, непризнанием его властей. Саму форму пассивного протеста своим последователям подсказал Петр Васильевич.

Отказ 11 солдат-духоборцев от оружия в апреле 1895 г., а затем, 29 июня, в День Петра и Павла, сожжение оружия в трех местах расселения духоборцев в Закавказье и Карской области в знак протеста против убийства, войны и насилия были осуществлены по его «совету». Однако среди духоборцев были и такие, кто действительно сознательно воспринял эти идеи, так как был убежден в их правоте, а не только потому, что они исходили от Петра Васильевича. Духоборческая среда уже несколько лет жила в постоянном духовном напряжении, и, как люди, склонные к экзальтации, духоборцы внутренне были готовы к самым отчаянным действиям, к страданиям во имя Бога и даже искали их. Последующие репрессии, обрушившиеся на них, вызвали взрыв религиозного энтузиазма.

Теперь все свои силы толстовцы направили на то, чтобы как можно шире оповестить мир о движении среди кавказских духоборцев, чтобы подтолкнуть к подобным действиям другие религиозные группы в России и за рубежом и, в конечном итоге, приблизить наступление Царства Правды на земле.

1. Малов П. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. Канада, 1948. С. 571.

2. Рукопись находится в отделе рукописей в Государственном музее Л Н. Толстого. Духовными христианами называли духоборцев и молокан, не находя между ними особенных различий.