Духоборческое движение 1890-х годов, страница 2

В эти годы толстовцы изучали катехизисы штундистов, молокан, духоборцев, переписывали их и пересылали друг другу. Они пытались сформулировать и свое собственное исповедание и изложить его как можно короче и доступнее для понимания других. Сохранились «Краткое исповедание», написанное П. И. Бирюковым, и «Исповедание веры» Хилкова. Обстоятельное ознакомление с духоборчеством, а также учениями других сект, прежде всего штундизмом, к которому очень благосклонно относился А. Н. Толстой, имело совершенно определенные и далеко идущие цели. Толстовцы пытались создать новую религию, шла работа по выработке некоего универсального христианского исповедания, которое предназначалось для распространения среди сектантов, для того чтобы объединить их против православной церкви и государства.

Известно, что идея создания новой христианской религии появилась у А. Н. Толстого еще в 1855 г. Толстой записал в дневнике, что у него возникла мысль, осуществлению которой он способен посвятить жизнь: «Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение, я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут ее в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечет меня» (47, 38).

В 1880-е годы на Украине широкое распространение получил штундизм, на который толстовцы обратили особенно пристальное внимание, и в эти же годы успешную пропаганду толстовства среди крестьян Павловки Сумского уезда Харьковской губернии начал кн. Хилков. Его друзьям - П. И. Бирюкову, А. М. Бодянскому и И. М. Трегубову - казалось, что вот именно сейчас настало время для пропаганды учения Толстого, создания новой религии, которая станет в их руках бескровным оружием. Активную позицию в вопросе пропаганды толстовства в народе с конца 1880-х годов занял Трегубов. После прочтения присланного Бирюковым катехизиса херсонских штундистов Трегубов писал в черновике ответного письма от 28 мая 1888 г.: «Но что делать... если у нас нет более верного средства изменить жизнь к лучшему, как только чрез обновление старой веры на новую, лучшую? Что делать, если главная наша сила - на;зод - не принимает нашего учения, не основанного на религии?» Для автора было совершенно ясно, что «необходимо уничтожить в народе старое мировоззрение», и его не останавливало то, что «старое мировоззрение» являлось основой всей традиционной культуры русского народа. Сектанты, «особенно те из них, которые отличаются необыкновенным самоотвержением, доходящим до распятия себя на кресте», по мнению автора письма, были наиболее готовы к восприятию этих идей [9]. В письме к Хилкову от 27 февраля 1889 г. Трегубов подчеркнул свою солидарность с позицией Хилкова, который, по его мнению, на первый план выдвинул политико-социальную сторону толстовского учения, то есть «разрушение церкви и государства». Трегубов считал «толстовщину», как он сам называл учение Л. Н. Толстого, тем рычагом, которым можно «переворотить жизнь». «Но для того, чтобы "толстовщина" оказалась таким рычагом, необходимо распространить ее между народом: без народа нечего и думать о каком-нибудь перевороте. Распространение же толстовских идей в народе с успехом идет только в рационалистических сектах:

у духоборцев, молокан, особенно у штундистов... [Нельзя] забывать, что наши рационалистические секты (молоканство, духоборчество и др.) стремятся очистить свои зерна от половы. И не вина простого люда, если ему до сих пор не удалось завершить эту очистку. Помочь совершить эту очистку должна интеллигенция. В лице Льва Николаевича и штунды интеллигентной. Эта помощь уже оказывается нашему народу, но этого мало, нужно больше сил. Давайте же помогать разобраться нашему народу в его стремлениях к истине. А для этого нам остается только распространять идеи Л. Н[иколаеви]ча и штунду. К восприятию идей Л. Н[иколаеви]ча и штунды наши рационалистические секты все склонны» [10]. Обращает внимание упоминание духоборческой секты как одной из тех сект, среди которых уже идет успешное распространение толстовских идей, и которая уже начала очищать зерна от половы. А ведь это еще только 1889 г.! Были ли у Трегубова основания для таких заявлений, неизвестно. Никаких данных на этот счет пока обнаружить не удалось, но знаменательно, что духоборцы уже тогда рассматривались толстовцами как потенциальная разрушительная сила.