Духоборческое движение 1890-х годов, страница 3

В феврале 1891 г. за пропаганду религиозных идей рационалистического толка (на деле — толстовских) среди крестьян Павловки Хилков был приговорен к административной высылке в Закавказье. Не случайно он оказался в духоборческом селе Башкичет Тифлисской губернии, где и прожил с февраля 1892 г. до апреля 1894 г.

Через месяц после своего приезда в Башкичет, познакомившись с населением, несколько разочарованный, Д. А. Хилков делился с Л. Н. Толстым впечатлениями: «Духоборы очень для меня поучительны. Они показывают, что от духобора не всегда родится духобор, что "дух дышит, где хочет" и что он не составляет исключительную собственность какой-либо отдельной секты или веры. А потому ошибочно говорить, что в Башкичете живут духоборцы, только потому, что башкичетские жители носят картузы с большими козырьками и синие поддевки. По жизни духоборы не лучше и не хуже православных. Только такой забитости нет, как в русских селах... Есть и пьяницы, и воры. Друг у друга крадут. Кабак постоянно полон народа. Начальства боятся как огня и Божие охотно отдают кесарю... Учение их изложено в "псалмах" и в форме вопросов и ответов. Все это они знают наизусть, но смысла не понимают...» [II].

Хилков достаточно объективно оценивал и самих духоборцев, и суть раскола, произошедшего в секте, тем не менее он сразу же взялся за «очищение зерен от половы». Он хотел возбудить в сектантах дух, направитьих на истинно христианскую стезю. Умному, обаятельному, неизменно доброжелательному Дмитрию Александровичу оказалось нетрудно расположить к себе духоборцев, которые называли его «милым человеком Дмитрием». Им явно льстило, что человек высшего ранга — образованный, да еще и князь,- охотно, на равных беседовал с ними, интересовался их жизнью и «раздавал книги для прочтения» [12].

Книгами, вернее небольшими брошюрками, изданными издательством А. Н. Толстого и В. Г. Черткова «Посредник» для народа, Д. А. Хилкова снабжал Чертков. Известно, что и Толстой отправлял Хилкову «кое-какие книжечки» (66, 282). Департамент полиции отмечал хождение среди духоборцев сочинений Сократа, Диогена и Эпиктета. Учения известных античных философов издавались для народа в упрощенном и доработанном в толстовском духе виде. Десять лет спустя, говоря о значении «Посредника», П. И. Бирюков признался, что книжки этого издательства проникали на Кавказ в среду духоборцев с начала 1890-х годов: «Духоборческая секта, сама по себе живая, в лице своих лучших представителей пользуется книжками "Посредника" для обновления своего мировоззрения, и на Кавказе начинается новое религиозное движение среди духоборов» [13]. Бирюков признал также, что и Д. А. Хилков «своим личным влиянием» способствовал этому движению [14].

В первый год пребывания в ссылке Хилков составляет из 70 вопросов и ответов «Псалом духоборческий», который был такой же фальсификацией, как и «Учение духовных христиан». Позже количество вопросов и ответов было доведено до 153, и псалом был назван «Исповедная песнь христианская, духобо-ро-молоканская ».

Хилков включил в псалом вопрос об отношении к войне и убийству, хотя после введения на Кавказе в 1887—1890 гг. воинской повинности духоборцы служили в армии и еще не помышляли об отказе от воинской повинности: «Война и убийство, и всякое человеконенавистничество есть самое невозможное дело Для слуги Божьего»,— говорилось в псалме. Дмитрию Александровичу очень хотелось привлечь внимание духоборцев к этой проблеме. В 1891 г. по религиозным мотивам от оружия отказались рядовые Дрожжин и Изюмченко, за судьбой которых следили толстовцы, в том числе и Хилков, а в начале 1892 г. было несколько отказов от оружия среди призванных в армию павловских крестьян. С радостью восприняв весть о павловцах, Хилков сетовал: «Невольно сравниваю их с духоборами, молоканами, баптистами и хлыстами. Сравнение не говорит в пользу всех этих сект. И я думаю, что главное, что мешает людям, числящимся в этих сектах, проявлять силу духа, - это то, что они обособлены. Как бы стадо, вечно смотрящее либо на одного вожака, либо друг на друга. Это очень связывает дух» [15].

Вслед за Хилковым в 1893-1894 гг., кто принудительно, а кто добровольно, на Кавказ прибыли А. М. Бодянский, С. Прокопенко и Н. И. Дудченко. В Грузии возникло несколько толстовских колоний.