Живопись и графика. Открытие художественных школ и училищ в ряде городов Российской империи

Страницы работы

Содержание работы

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА

Борьба за новое искусство, всеобщая жажда обновления в пору высокого общественного подъема явились причиной события, которое вошло в историю русского искусства, как «бунт 14-ти». В 1863 году сильнейшие ученики Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, когда отвергли их стремление к свободному выбору темы и всем предложили писать картину на сюжет из скандинавских саг («Пир в Валгалле») или же на тему «Освобождение крестьян», верноподданнически трактованную академическим Советом. За внешним требованием «свободного выбора сюжета каждому по своим наклонностям» стояло желание утвердить первенство жанровой живописи; на рубеже двух десятилетий под влиянием демократических веяний эпохи ее терпело и даже поощряло академическое начальство, но с наступлением общей политической реакции признало «опасной», «недостойной высокого искусства».

Это был первый организованный протест молодых художников против рутины Академии, против самодержавной политики в области искусства. Он был расценен как «противодействие начальству», и за художниками установили негласный политический надзор. По выходе из Академии «протестанты» организовали в Петербурге Артель художников, стали вместе жить и работать по образцу коммун, описанных в романе Чернышевского «Что делать?». Душой и организатором дела был И. Н. Крамской. Артельная форма организации была чрезвычайно популярна в те годы среди передовой интеллигенции. Однако она была утопичной, находилась в противоречии с реальными историческими условиями. По прошествии нескольких лет Артель распалась. Все передовые силы русского искусства объединило Товарищество передвижных художественных выставок. 2 ноября 1870 года был утвержден Устав Товарищества, а в конце следующего года открылась его первая выставка.

Открытие этой выставки явилось значительным событием в художественной жизни России. В связи с ее открытием М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех. Искусство перестанет быть секретом, перестанет отличать званых от незваных, всех приглашает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах»'.

Товарищество было создано по инициативе Г. Г. Мясоедова, горячо поддержано Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, а также В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, А. К. Саврасовым и другими художниками-москвичами. В уставе Товарищества говорилось, что его главная цель — «знакомить Россию с русским искусством». Выставки устраивались в Петербурге м Москве, а затем направлялись в другие города страны.

Обычно под «передвижниками», «передвижничеством» подразумевается деятельность не только членов данного художественного объединения, а в целом все демократическое направление в русском искусстве второй половины 19 века, определенная идейно-художественная система. Она основывалась на правдивом отражении действительности, пристальном анализе народной жизни. Достоверность, сходство, жизненная конкретность, социальная характерность — эти основные требования определяли и художественную форму: развернутую повествовательность, сюжетность, событийность живописи (у менее одаренных художников это дорой граничило с натурализмом). Эстетические искания, проблемы художественного мастерства на первых порах меньше занимали художников нового направления. Лишь в 70-е и особенно в 80-е годы происходит решительный отказ от старых академических канонов.

Товарищество просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 года), проведя за это время 48 выставок. Оно не получало никакой поддержки от государства. Напротив, царские чиновники отказывали передвижникам в помещении для выставок, цензура запрещала показывать ряд картин, за участие на выставках Товарищества учащихся могли отчислить из Академии художеств. Основным источником существования передвижников был доход от посещения выставок и продажи картин.

Большую помощь передвижникам оказал П. М. Третьяков (1832— 1898), покупавший все лучшие их произведения. С его стороны это было сознательной поддержкой художников реалистического направления, проявлением высокой гражданственности. Третьяков оказал влияние даже на крупнейших мастеров движения. Свое собрание картин, ставшее сокровищницей национального искусства, в 1892 году он подарил Москве. Приобретение картины для Третьяковской галереи было фактом общественного признания ее большой художественной ценности.

Похожие материалы

Информация о работе