Живопись и графика. Открытие художественных школ и училищ в ряде городов Российской империи, страница 6

В начале 70-х годов Перов создал ряд портретов. Он подходит к модели как строгий аналитик, чем в большой мере определяется художественный строй созданных им работ. Они скромны по колориту (а некоторые просто тусклы по живописи), просты по композиции, фон в них почти всегда нейтрален. В них есть особая объективность и точность общественной характеристики изображенного. Современникам бросалась в глаза социально-критическая острота портрета купца И. С. Камынина (1872, ГТГ), родство образа  замоскворецкого  богатея с Тит Титычем Островского.

Напротив, в перовских портретах писателей и художников поражает нравственная сила, душевное благородство. При всей простоте, казалось бы, обыденности облика изображенных эти портреты не были камерными, они дают яркое представление не только об отдельных личностях, но и об идеалах эпохи (автопортрет — 1870, портреты А. Н. Островского — 1871, В. И. Даля - 1872, А. К. Саврасова — 1878 - все в ГТГ; И. С. Тургенева - 1872, ГРМ и др.).

Лучшее, что создано Перовым в этом жанре живописи, — портрет Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ). Тонкими отношениями тонов, их гармонией художник смягчает резкость теней и контуров, присущих многим его работам, передает болезненную бледность лица, его нервную выразительность. Великолепно найдена поза — прежде всего сцепленные у колен руки, как бы замыкающие композицию портрета и изолирующие фигуру от окружающего мира. Портрет Достоевского — это образ современника, полного скорбных раздумий, видящего отрицательные стороны жизни и мучительно ищущего пути к их преодолению.

Другой областью искусства Перова были своеобразные портреты-типы. Такие его работы, как «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ) и «Странник» (1871, ГТГ), стали одними из первых произведений того жанра, который получил широкое развитие в творчестве крупнейших мастеров второй половины 19 века. Без них трудно представить появление «Полесовщика» (1874, ГТГ) и «Крестьянина с уздечкой» (1883, Киев, Музей русского искусства) Крамского, «Мужичка из робких» (1877, Горький, Художественный музей) и «Мужика с дурным глазом» (1877, ГТГ) Репина, крестьянских этюдов Ге («Старик с палкой», 1887, Киев, Музей русского искусства).

Эволюция творчества Перова — от социальной сатиры к социальной драме народной жизни, а затем к созданию образов крестьян и передовых деятелей культуры, от подробного повествования к эмоциональному живописно-пластическому раскрытию содержания, от локального колорита и сухой дробной выписанности фигур и предметов к объединяющему тону, от сценической площадки к жизненно естественной композиции характерна для развития русской демократической живописи тех лет.

Однако творчество Перова последнего десятилетия, как и все русское искусство этого периода, не было лишено серьезных противоречий.

Довольно большое количество чисто «развлекательных» картин, подобных «Сцене у железной дороги» (1867, ГТГ), «Охотникам на привале» (1871, ГТГ), «Путешествию квартального с семейством на богомолье» (эскиз, ГТГ), и слабых в идейно-художественном плане произведений на исторические и религиозные сюжеты («Христос и Богородица у житейского моря», 1867, ГТГ; иллюстративно-описательская картина «Суд Пугачева», 1879, ГРМ; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1881, ГТГ) у признанного главы нового направления говорят о том, сколь непрост был процесс развития искусства критического реализма.