Живопись и графика. Открытие художественных школ и училищ в ряде городов Российской империи, страница 5

Принципы, лежащие в основе раннего творчества Перова, получили развитие в его работах, созданных по возвращении из-за границы, где он пробыл около двух лет как пенсионер Академии художеств, получив большую золотую медаль за картину «Проповедь на селе» (1861, ГТГ).

Свои зарубежные занятия художник расценивал лишь как разработку технической стороны искусства, овладение профессиональным мастерством, считая, что «написать картину совершенно невозможно, не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра... и, что более полезно изучать и разрабатывать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».

Позиция Перова очень характерна для времени упоенного погружения русского искусства в родную жизнь, его национального самоутверждения. В мрачную пору николаевской реакции (1830—1850-е гг.) художники - ' буквально бежали из России, всячески стараясь продлить свое пребывание за границей, видя в этом единственную возможность свободного творчества. Так было с великим Ивановым, а позднее с Н. Н. Ге. Во второй половине 19 века передовая художественная молодежь, посылаемая Академией за границу, стремится быстрее вернуться на родину, чтобы своим искусством способствовать национальному общественному прогрессу.

Перов по окончании срока пенсионерства вернулся в Россию и поселился в Москве. В это время в стране произошел спад демократического движения, а с 1866 года, после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, начался период жесточайшей политической реакции.

Изучение действительности, составлявшее основу творческого метода художников реалистического направления, приводило их к пониманию невыносимой тяжести жизни большинства общества. Трагическое заглушало сатирический смех. Тема тяжелой народной доли становится определяющей для жанровой живописи середины 60-х и последующих годов.

Это можно видеть в таких картинах Перова, как «Проводы покойника» (1865, ГТГ), «Очередная у бассейна» (1865, Минск, Государственный художественный музей БССР), «Тройка» (1866, ГТГ; эскиз — 1866, ГРМ), «Последний кабак у заставы» (1868, ГТГ). От ранних работ они отличаются не только своей тематикой и возросшей живописной культурой. Художник иначе строит композицию. Он как бы вводит зрителя в картину, делает «сопереживателем» происходящего.

В «Проводах покойника» замедленным ритмом композиции, выразительностью силуэтов, сдержанным тональным колоритом — гармонией серых, желто-коричневых тонов — передается суровая трагедия крестьянской семьи. Конкретный сюжет перерастает в социальное обобщение жизни                 "' пореформенной русской деревни.

Поэтичностью и задушевностью изображения скромной русской природы, как бы сопричастной переживаниям людей, Перов предваряет пейзажи Саврасова.

Особенно велико значение пейзажа в картине «Последний кабак у заставы». Действия почти нет, но тем сильнее непосредственно эмоциональная и психологически ассоциативная выразительность живописного строя произведения. Цветом, контрастом сопоставления темных домов с тревожно мерцающими огоньками окон, синего вечернего снега и желто-красной полосы заката, композицией, уводящей взгляд в необъятную студеную даль, самой свободной манерой письма художник передает атмосферу одиночества, глухой безнадежности и беспокойной тоски.

Серьезная работа над жанровой картиной требовала внимательных и настойчивых поисков лиц и характеров, выражающих смысл задуманных сюжетов. Следует отметить, что нарастание психологического начала, интереса к раскрытию внутреннего мира человека наблюдается в русском искусстве конца 60-х годов и особенно усиливается в последующие десятилетия.