Орест Адамович Кипренский - крупнейший русский портретист первой трети XIX века

Страницы работы

Содержание работы

Орест Адамович Кипренский — крупнейший русский портретист первой трети XIX века. Творчество его формировалось и эпоху высокого патриотического подъема, стремительного расцвета русской культуры. Он современник великих исторических событий а России — походов прогни Наполеона, Отечественной войны 1812 года, широкого распространения освободительных идей, приведших к возникновению движении декабристов.

И литературе и искусстве той поры мы видим отражение передовых идей, новое понимание значения и ценности человеческой личности, подрастающий интерес к действительности, к народной жизни.

О. А. Кипренский — старший современник А. С. Пушкина. В глубоко поэтических портретах художник, передал лучшие черты людей своего времени: богатство внутреннего мира, взволнованность чувств, героические, благородные стороны натуры.

Кипренский родился в 1782 году н окрестностях Петербурга, в имении помещика А. С. Дьяконова - Мальчик жил и воспитывался в семье крепостного Адама Швальбе, но был. судя по архивным документам, сыном Дьяконова и его крепостной, выданной замуж за Адама Швальбе. Вольная была дана мальчику при рождении, а в возрасте шести лет он был определен Дьяконовым в Петербургскую академию художеств, где его фамилия была заменена на «Кипренский».

В Академии художеств Кипренский учился 15 лет, вначале в Воспитательном училище, а затем в классе исторической живописи, одновременно посещая и портретный класс.

В 1803 году он окончил академию, получил аттестат первой степени и шпагу, а в 1805 году представил в Совет академии историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле», за которое ему была присуждена золотая медаль.

Несмотря на успех исторической картины, Кипренский посвятил себя в основном портретной живописи. В 1809 году Академия художеств посылает его в Москву вместе со скульптором И. П. Мартосом, которому он должен был помогать в работе над памятником К. Минину и Д. Пожарскому. В Москве Кипренский оказывается в центре художественной жизни, много и упорно 'работает, создает ряд произведений, среди которых широко известные портреты Е. П. Ростопчиной и лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова.

После пребывания в Москве и Твери Кипренский возвратился в Петербург и в 1812—1814 годах исполнил серию замечательных графических портретов участников войны 1812 года. Кипренский — блестящий рисовальщик. В его рисунках — многообразие приемов, точность и красота каждой линии. Эти портреты не только передают облик человека периода Отечественной войны, но наставляют почувствовать его мужество, отвагу, внутреннюю собранность и теплоту.

За ряд портретных работ, в числе которых был портрет гусара Е. Давыдова, в 1812 году Академия художеств присудила Кипренскому звание академика, а в 1815 году — звание советника. Это был период его наибольшего признания. Кипренский тесно сближается с художественными кругами, с выдающимися представителями литературы и искусства. Среди работ, написанных им в 1814—1816 годы, - портрет Д. II. Хвостовой, один из обаятельных женских образов в русский живописи, парадный портрет С. С. Уварова, романтический портрет полти В. А. Жуковского.

В 1816 году Кипренский уезжает в качестве пенсионера в Италию. Об этой поездке он дивно мечтал. Искусство Возрождения, памятники. античности покоряют художника, но особенно восхищает его гений Рафаэля. В Италии Кипренский пишет картины на аллегорическую ч античную темы (не сохранились), портреты, картину «Спящий садовник», в его произведениях начинает сказываться влияние искусства Возрождения.

Кипренский был первым русским художником, получившим признание в Италии, ему заказывают автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Однако официальные академические круги были недовольны художником. Его поведение, пылкий темперамент вызывали подозрения у представителей академии, и он становится жертвой многих интриг.

В 1822 году, перед возвращением на родину, Кипренский едет в Париж, чтобы показать свои работы на выставке, но его искусство не получает признания у французских художников-романтиков. В 1823 году он отправляется в Россию, по дороге посещает в Мариенбурге Гете и делает с него карандашный портрет, дошедший до нас в литографии.

Жизнь Кипренского на родине складывается нелегко, он встречает неприязненное отношение со стороны двора и академии, его обходят заказами. В 1827 году на очередной выставке в Академии художеств Кипренский выставил ряд своих работ, среди которых был портрет А. С. Пушкина, ставший замечательным творческим достижением Кипренского.

Не находя достойного применения своим силам на родине, художник в 1828 году вновь уезжает в Италию, однако последние годы его жизни там отмечены постепенным угасанием великолепного таланта. В этот период он обращается к различным живописным жанрам:

пишет групповые и парадные портреты, аллегорическую картину, пейзажи, обращается к бытовым темам.

В 1830 году Кипренский принял участие в художественной выставке в Неаполе, представив одно из ранних, но зрелых по мастерству произведений   портрет отца (Адама Швальбе), вызвавший горячие споры среди итальянских знатоков, которые сочли этот портрет работой старых мастеров.

Последние годы жизни художника омрачены лишениями и болезнями. Он мечтает о возвращении в Россию, но этому желанию не суждено было сбыться: простудившись, Кипренский заболел и умер в Риме в 1836 году.

Творчество Кипренского занимает важное место в истории русской живописи. «Он первый,— по словам великого русского художника Александра Иванова,— вынес имя русское в известность к Европе». Поэтическое восприятие человека, вера в светлое начало человеческой личности роднит творчество Кипренского и портрет Пушкина, их произведения проникнуты утверждающим гуманизмом.

Похожие материалы

Информация о работе