Николай Николаевич Ге и его полотна

Страницы работы

Содержание работы

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже в дворянской семье. Отец художника Николай Осипович — внук французского эмигранта, покинувшего родину еще в XVIII веке, был уже человеком вполне обрусевшим.

Детство Ге прошло в поместье отца на Украине (куда семья переселилась вскоре после его рождения) в типичной для николаевской поры крепостнической среде. Быт этого времени, по собственному признанию Ге, наложил отпечаток на его последующее духовное развитие, с детства воспитал неприязнь к косным и жестоким нравам.

В 1840 году девятилетнего мальчика отвезли в Киев, где он был определен в Киевскую первую гимназию, сыгравшую важную роль в сложении личности будущего художника. В бытность Ге в гимназии здесь преподавали некоторые прогрессивно мыслившие профессора университета, и в частности «любимейший учитель всех» Н. И. Костомаров, вскоре же арестованный по делу Кирилло-Мефодиевского братства. «Приближаясь к 48-му году, идея свободы проникала,— вспоминал впоследствии Ге,— в замкнутые стены гимназии», и юноша уже тогда «сознавал всю несправедливость угнетения... личности и... считал себя обязанным никогда не угнетать».

По окончании в 1847 году гимназии молодой человек сначала избрал научную карьеру и три года занимался на математическом отделении Киевского, а затем Петербургского университета. Но скоро Ге понял, что не в этом его призвание. Очень рано, еще в гимназические годы, проявились у него способности и любовь к искусству. Переселившись в Петербург, он оказался благодаря своему бывшему товарищу по гимназии П. П. Забеле, в ту пору — ученику Академии, в среде художественной молодежи и тогда же впервые увидел в оригинале «Последний день Помпеи» и портреты Брюллова, которые прежде знал лишь по гравюрам. С этого времени живопись целиком овладела всеми его помыслами. В 1850 году, не закончив курса, Ге бросает университет и поступает в Академию художеств.

В Академию Ге пришел с уже в какой-то мере определившимися взглядами и вкусами. Поэтому очень скоро он становится в оппозицию к бюрократическим порядкам и художественной рутине, окончательно воцарившимся там в годы реакции. В своих позднейших автобиографических записках художник нарисовал яркую картину обстановки в Академии 1850-х годов, когда после отъезда Брюллова в Италию воспитание молодежи оказалось в руках малоодаренных художников, а преподавание свелось к обучению ремеслу — освоению суммы технических приемов.

Официально в Академии Ге состоял учеником П. В. Басина, профессора консервативного по своим художественным взглядам, подлинным же своим учителем он считал Брюллова. Ко времени поступления Ге в Академию прославленный мастер уже покинул Россию, но «дух Брюллова», по выражению Ге, еще витал в академических стенах. Среди учеников из "уст в уста передавались рассказы о нем очевидцев, молодежь зачитывалась статьями и воспоминаниями о художнике, широко публиковавшимися в русской печати после смерти Брюллова. «Огромный запас... его изречений, его замечаний — как рисовать, как писать, как сочинять... что такое искусство,— все это питало нас во время наших поисков на новом пути»,— вспоминал Ге.

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРИЯ» 1861 - 1863

Мечты о большом, созвучном времени творчестве получают теперь новое направление. Плодом напряженной внутренней работы, определившей, в сущности, весь его дальнейший путь в искусстве, стала картина «Тайная вечеря», по праву названная им своей «первой свободной картиной».

В евангельском событии художник увидел драму крушения единства тесного кружка единомышленников, в котором появился отступник, трагическую непримиримость внезапно раскрывшегося конфликта. «Когда я прочел главу о «Тайной вечере»,— вспоминал Ге,— я увидел тут присутствие драмы...» 10 Отступничество Иуды, готового предать своего учителя, Ге понял как реальную жизненную трагедию, глубоко созвучную современности.

Всем своим образным строем «Тайная вечеря» (1861—1863) напряженно драматична. Христос только что произнес слова обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались тревога, смятение, горе и гнев. Золотистый луч светильника, разрывая мягкий сумрак комнаты, вспыхивает отблесками на лицах, фигурах собравшихся, отбрасывая на стены и пол гигантские тревожные тени. Яркий свет выхватывает из темноты край покрытого белой скатертью стола и стоящую рядом порывистую фигуру взволнованного Петра. Резким контрастом к нему высится на переднем плане темный силуэт Иуды. Его мрачная фигура исполнена какой-то значительности. Это не мелкий корыстолюбец, предавший учителя за тридцать серебреников, но отступник в полном значении этого слова, сознательно обрекающий себя на отторгнутость, на проклятие.

Похожие материалы

Информация о работе