Николай Николаевич Ге и его полотна, страница 3

Но едва ли не самый значительный из портретов конца 60-х — портрет А. И. Герцена. Образ писателя психологически многогранен и одновременно целен — он приковывает силой вложенного в него чувства. Широко и обобщенно лепит художник крупную голову, высокий выпуклый лоб мыслителя, мягкие черты лица, резкие борозды морщин на лбу, у рта. Образ исполнен внутренней страсти: в позе, наклоне головы, остром взгляде, устремленном на зрителя. Контрастное освещение, горячий колорит— приемы, которыми пользовался Ге в «Тайной вечере»,— создают атмосферу напряженности, взволнованности. Золотистый свет выхватывает из полутени лицо. На нем лежит печать трудной и значительной внутренней жизни. Оно дышит энергией, но за ней сквозит оттенок горечи, скепсиса, душевной усталости. В эти годы Герцен переживал тяжелую личную и духовную драму — разрыв с молодым поколением революционной России. По глубине проникновения в сложный внутренний мир личности, по задаче — создать образ передового человека своего времени — портрет Герцена предвосхищает будущее развитие психологического портрета в русском искусстве второй половины XIX столетия.

В ГЕФСИМИАНСКОМ САДУ (1869 – 1880)

Полотно дошло до нас в переписанном виде. Интонация скорбного томления, присутствующая в картине Государственной Третьяковской галерее,— результат позднейших переработок 12. О первоначальной редакции можно судить по повторению, сделанному в том же 1869 году (Ивановский областной художественный музей). В ней господствовало настроение сурового, даже резкого драматизма. В холодном лунном свете, заливающем каменистую почву и обнаженные стволы деревьев, рисовался жесткий силуэт коленопреклоненного человека с аскетическим мужественным лицом, одетого в грубую, спадающую прямыми складками одежду. Суровая решимость сквозила в позе, жесте руки, твердо опершейся о колено. В образе Христа не было уже прежнего возвышенного лиризма, которым он был отмечен в ряде предыдущих композиций 1860-х годов. Перед нами боец, собирающий свои духовные силы для выполнения грудного долга.

Не случайно современники увидели в этом Христе характерные черты шестидесятника. Художник сознательно сам шел к такой трактовке образа. Один из этюдов к картине был написан с художника-гарибальдийца. Возможно, это тот самый дошедший до нас этюд, где изображен мужественный, волевой, свободный от рефлексии человек с пристальным и суровым взглядом («Мужская голова». Этюд для картины «В Гефсиманском саду»).

Сообщая образу Христа такие черты, Ге хотел войти в общее русло демократического художественного движения тех лет. Но в то время от живописи уже ждали не иносказательного, но прямого отклика на общественные запросы. Новая реалистическая школа искусства все шире развертывала пристальное исследование окружающей действительности.

«ПЕТР ДОПРАШИВАЕТ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ» 1871

К 200 – летию со дня рождения Петра I Ге пишет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), которую показывает на 1-й выставке Товарищества передвижников.

Замысел нового произведения, как и некогда «Тайной вечери», был подсказан художнику острым чувством времени. Он зародился в обстановке горячих споров о будущем России, о смысле петровских реформ, круто повернувших ход развития страны, что ассоциировалось у людей той эпохи с их временем, когда в результате реформ шестидесятых годов «все... переворотилось и только укладывается» (Л. Толстой).