Элементы экономики труда. Разделение и кооперация труда. Нормы и нормативы труда. Организация заработной платы, страница 2

Человеческий капитал – совокупность тех знаний, навыков и умений, которые персонал предприятия использует или может использовать при осуществлении трудовой деятельности.

Мотивация – заинтересованность человека в совершении тех или иных действий для достижения заданного результата. Возникает под воздействием внутренних и внешних побуждений. Внутренние побуждения обычно называются мотивами, внешние – стимулами. Мотивация может быть как достаточная (в этом случае человек действительно предпринимает те действия, которые в итоге должны привести его к требуемому результату), так и недостаточная (человек в принципе хотел бы получить требуемый результат, но предпринимать что-либо для его достижения он не желает).

Мотивация к труду – заинтересованность человека в совершении трудовой деятельности. Следовательно, приведенное выше определение труда можно переформулировать следующим образом: труд представляет собой процесс преобразования ресурсов природы в экономические блага, осуществляемый человеком под воздействием разнообразных достаточных для него мотивов и/или стимулов.

Мотивирование – формирование у сотрудника заинтересованности в достижении необходимых работодателю результатов его труда.

Для эффективного мотивирования сотрудника необходимо знать психологический механизм формирования мотивации, понимать, какие мотивы управляют человеком, и какими стимулами можно воздействовать на его поведение.

Исторически первой методикой управления мотивацией был способ кнута и пряника – за качественно выполненную работу человек получает поощрения («пряник»), а за некачественно – наказание («кнут»).

Наиболее известной теорией мотивации является иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Эта теория базируется на следующих основных постулатах:

- мотивация человека определяется его потребностями;

- потребности человека могут быть разбиты на определенное число однородных групп;

- группы потребностей человека могут быть проранжированы по порядку приоритета их удовлетворения; эта иерархия групп потребностей может быть наглядно представлена в виде пирамиды (рис. 1);

- первой удовлетворяется та неудовлетворенная потребность, которая находится на наиболее низкой ступени пирамиды Маслоу;

- поведение человека полностью определяется потребностями самого низкого неудовлетворенного уровня.

Рис. 1. Иерархия потребностей Маслоу (источник – статья «Мотивация», http://ru.wikipedia.org).

Два нижних уровня пирамиды Маслоу часто объединяются под общим названием первичных (или физиологических) потребностей, потребности остальных уровней при этом называют вторичными (или социальными). Подробная форма пирамиды Маслоу, представленная на рис. 1, включает в себя семь уровней. На практике три верхних уровня (потребность в самоактуализации, эстетические потребности и познавательные потребности) объединяются в одну группу потребностей, называемую «потребностями в самореализации», что приводит к сокращенной пятиуровневой форме пирамиды Маслоу.

Модель Маслоу хорошо объясняет человеческую мотивацию с качественной точки зрения. Однако ее недостатком является предположение о том, что в каждый данный момент времени поведение человека определяется потребностями только одного уровня.

Теория Маслоу является частным случаем векторной модели мотивации. В этой модели мотивация рассматривается как вектор в n-мерной декартовой системе координат (в случае теории Маслоу, например, речь идет о пяти или семи измерениях). Каждая координатная ось представляет собой одну из групп потребностей. На каждой оси этой системы координат откладывается вектор (с началом в начале координат), чья длина равна интенсивности соответствующей потребности. Под интенсивностью потребности понимается количество благ (материальных и нематериальных), необходимых для ее удовлетворения. Этот вектор представляет собой частную мотивацию – мотивацию, возникающую под воздействием данной группы потребностей. Предполагается, что величина частной мотивации равна интенсивности этой группы потребностей. Величина совокупной мотивации равна норме суммы векторов частных мотиваций: