Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 8

«Портрет». Большая повесть, существуют 2 редакции; 2 части: первая – история молодого талантливого художника Чарткова; вторая – история таинственного портрета, который сломал судьбу Чарткова.

Тема первой части относительно проста: художник и деньги. Губительная сила денег, которая уродует человеческое существование, губит человеческую душу, порождая всеобщую меркантильность и продажность, погашая возвышенные чувства и творческие порывы.

Молодой, талантливый художник жил в бедности, но создавал подлинное искусство (на своем уровне). Портрет фантастически одарил его золотом, и это стало для него гибелью. Пока был беден – не продавался, но появилась мастерская, модные заказы – стал работать не для искусства, а для денег и погубил свой талант. Страшная минута, когда Чартков понимает, что он сделал и от зависти и ненависти начинает уничтожать искусство.

Итак, когда талант начинает работать на золото, то он искажается и гибнет.

Вторая часть связана не с психологией, а  с философией искусства. Как был создан этот портрет? Его заказал ростовщик, слуга золота. Фигура ростовщика все время окружена намеками на сверхъестественную, адскую природу этого человека (портрет). Из рассказа устранены все прямые указания на связь ростовщика с потустороннем миром, но заключавшийся ранее (1-ая редакция) смысл не исчез. Из рассказа художника Б. видно, что каждый человек, вступавший в сделку с ростовщиком, резко менялся, причем одним и тем же образом. Сначала он начинает внезапно испытывать позорные и ужасные чувства (злоба, зависть, ненависть), затем эти чувства накаляются и переходят в агрессивное безумие и разрешаются гибелью.

Простой, хороший художник писал портрет с отвращением и не завершил, но нарисовал глаза, и портрет приобрел таинственную жизнь. Он продолжает жизнь ростовщика и проносит несчастья тем, у кого появляется. Художник находит спасение только в монастыре.

Проблема этой части – искусство и зло в жизни. Как соотносится искусство и зло? Искусство должно отражать всю жизнь, но тогда возникает опасность, что искусство будет распространять зло. Как быть? Искусство способно открыть человеку тайное совершенство мира, тем самым восстановить гармонию мироздания, восстановить отпавшего ограниченного и слабого смертного земного человека. В акте творчества или восприятия искусства человек непосредственно приобщается к высшей истине и к высшей гармонии. Таким образом, по Гоголю, перед каждым человеком всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом.

Гоголь считает, что одним искусством нельзя противостоять злу. Нужна еще нравственность, нужен очень сильный, высокий нравственный идеал. Для Гоголя этот идеал связан с религией. Его точка зрения близка народному взгляду.

«Шинель». Предельно униженное положение маленького чиновника – титулярного советника. Акакий Акакиевич тот тип, который смиряется с отведенным ему местом. Он не смеет ни любить, ни дружить, ни творить. Он доведен до предельного убожества человека, и в своем убожестве он смешон. Гоголь подчеркивает незначительность его жизни, погруженность в вещественность. Тон повествователя вначале ироничен. Акакий Акакиевич исчерпывается вполне службой в департаменте. Переписывание – знак малости, невозможности выйти за рамки своего мира. Кажется, что внутри пусто.

Но автор вступается за своего героя: и такой униженный человек  заслуживает сочувствия. Он не виноват в своем убожестве, он поставлен в такие рамки жизнью. Гоголь рассматривает своего героя не только как внешнего, но и внутреннего человека.

Кроткий, незлобивый по характеру, что объясняется не только социальными причинами. Эти качества позволяют в нем увидеть неожиданную свободу от своей среды, от материального мира. Акакий Акакиевич простая муха без человеческого содержания, но в нем нет чувства униженности, унижающего его сознание своей социальной ограниченностью.

У героя есть свобода от внешнего мира, мнения, людского внешнего суда. Поэтому нельзя свести героя только к мелкому чиновнику, маленькому человеку, определяемому только своим социальным положением и бытовым существованием.