Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 5

Белинский: «эпопея, эпос». Перед нами эпический грандиозный характер человека. Характер эпического богатыря. При это Тарас не противостоит миру как исключительная сила, он вырос из этого мира, он стоит на своей родной почве. Повесть представляет идеальный коллектив – казачье товарищество. Объединение людей принципиально равных, готовых умереть друг за друга. Но мир по-своему дикий, варварски односторонний.

Гоголь жалеет во всей повести мать. Женщина не имеет там место. В этом братстве не замечается человеческая любовь, нежность, душевная тонкость. Когда среди них появляется Андрий, человек, наделенный душевной тонкостью, рожденный для любви, станет предателем. Потому что в этом мире он может полюбить только полячку, своя не окружена романтическим. Он такой же идущий до конца, как и остальные. Наказан за дело, но это показывает, что братство при всей идеалистичности имеет односторонность, ущербность. От  этого трагедия.

В целом перед нами великие люди. Гоголь говорит не просто о прошлом, а об идеальном, легендарном. «Богатыри не вы». Это упрек настоящему, обыденному.

Обыденное, ничтожное дают 2 повести: «Вий» и о 2-х Иванах.

«Вий» – самая страшная повесть русской литературе. Великолепно воплощает дух легенды. И здесь он похож на Жуковского. Начало очерковое: описание порядков Киевской бурсы. Герои изображаются вначале как бытовые фигуры, трое друзей отправляются на вакансии домой. Двое такими бытовыми фигурами и остаются. Они защищены своим суеверием, стереотипом мышления, бытовым сознанием. Никакого контакта с внешним миром нет, к ним ничто не может прорваться.

Хома Брут ничем не выделяется среди своих друзей, его выбор случаен. Он также пытается спрятаться за суеверие, это спасает и помогает на какое-то время (определенные ритуальные действия). Во время бега – путешествия с ведьмой вдруг открывается мир: увидел траву, уходящую глубоко в землю, русалку, солнце, услышал колокольчики. Странные чувства открываются ему. Открываются мировые тайны, от которых бытовой человек заслонен, ослепительная красота мира. Пытается уйти, спрятаться в бытовых, привычных представлениях, но влечение к непостижимому, опасному оказывается сильнее. Появляется, рождается личность, но не на что опереться, поэтому обречен. Соблазн оказывается велик. Когда Вий просит открыть ему веки, Хома не слушает своего внутреннего голоса и смотрит на нечистую силу. Любопытство погубило.

Зло в «Вие» также наказано: не слышали крики петуха, и застыли на всеобщее обозрение. (Предрешает последнюю сцену в «Ревизоре»).

Параллель с судьбой Андрия, отпавшего от слитного и нераздельного единства, трагически прекрасной и безвыходной. Личность каждый раз обречена. Возможна только ее деградация – повесть о 2-х Иванах.

В книге четко прослеживается определенная композиция. Первые повести, открывающие каждую часть («Старосветские помещики» и «Вий») дают некий идеал и его искажение одновременно, высокое, прекрасное и ничтожное, пустое. Гуковский высказывает такую мысль. Пусть жизнь бытового Хомы весела, но это низменная жизнь, это холопство и скотство прежде всего. Пусть легенда, ворвавшаяся в жизнь бурсака и перевернувшая ее, мрачна и принесла гибель, она сверкает светом подлинного существования.

Вторые повести разведены: «Тарас Бульба» представляет высокое, героическое в жизни и судьбе народа, повесть о 2-х Иванах – абсолютное ничтожество, пошлость и пустота.

«Повесть о том, как поссорились…» Выносят сушить вещи, где есть предметы героического бытия: седло, шапка, ружье, но не имеющие реального значения, они просто хранятся. Полная противоположность тому, что было в «Тарасе». Много дублирующих мотивов: поход на территорию противника (разрушение хлева), ссора как вариант войны. Те же черты национального характера, но измельчавшего (упорство и упрямство ради мщения).

Герои «Старосветских помещиков» и повести о 2-х Иванах близки: они ничего не делают, ничем не заняты, равно ничтожны.  Но там – юмор, а здесь сатира. Перед нами два «существователя» (Гоголь). Один –грубое, смешное животное, добрая свинья (Иван Никифорович), другой – злое ничтожество, возомнившее себя пупом земли (Иван Иванович). Гоголь показывает, как пустяк ширится до объема события. Это происходит, когда жизнь пуста и, когда ничтожества считают себя великими людьми. Пустая жизнь и недоброта ведет к пустой вражде. Это вызывает грустное чувство. Последняя фраза: «Скучно жить на белом свете, господа».