Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 12

Осознать легкость бытия в Хлестакове чиновники не могли, отсюда дрожат от страха тогда, когда он и не грозит. Его речь свободна, изящна, но как у Молчалина – угождение всем. Любое мгновение жизни лишает серьезного сознания, поэтому он все переносит во внешнюю плоскость, поэтому все верят ему.

Сложность Хлестакова придала сложность всей комедии, хотя при этом она четко построена. Действие в комедии развивается стремительно, с первого момента, с первой фразы. Это значит, что экспозиция в обычном плане отсутствует, у Гоголя смещение – элементы композиции расположены между элементами завязки. Завязка состоит из нескольких ударов, трех:

1)  фраза Городничего: «Господа, я вас собрал для того, чтобы сообщить: к нам едет ревизор», далее экспозиция – вспоминают о своих грехах;

2)   сообщение Бобчинского и Добчинского, которое переводит будущее время в настоящее, отсюда новый взрыв, новая судорога страха;

3)  встреча Городничего с Хлестаковым. В промежутке – жизнь Хлестакова в городе, из которой мы узнаем, что он не ревизор.

Действие набирает стремительность. Кульминация в 2-х моментах: по линии Хлестакова и городничего:

-  Хлестаков хвастает, и его все боятся,

-  Городничий после отъезда Хлестакова объясняет купцам, кто он есть.

Развязка также по 3 моментам:

1)  Хлестаков уезжает на тройке с бубенцами, получил все, о чем мог только мечтать, выходит из игры;

2)  Письмо Хлестакова, обнаруживающее истину;

3)  Известие о приезде настоящего ревизора.

Получается зеркальная симметрия: конец зеркально симметричен началу. Удивительно стройная вещь.

Гоголь открывает те явления, которые впоследствии будут многократно открываться. «Человеческое слышится везде» – не случайно. Гоголевский смех в «Ревизоре» направлен на все без исключения, «вовне» (Маркович), охватывает весь мир. Но возникает уже потребность иного смеха, который может быть направлен внутрь себя. Тем более, что гоголевская комедия обнаруживала жизнь во вешнем.

Комическая природа смеха обнаруживала свою оборотную сторону, может получиться, что она увлекает. Маркович: «Гоголь почти влюблен в Хлестакова». Стихийно-комический смех снимал ощущение опасности, отсюда не заставляет о себе задуматься.

Движение Гоголя к новой функции смеха больше всего проявилось в заключительной сцене. Гоголь выстраивает немую сцену таким образом, что позволяет в ней найти разные смыслы. В последней сцене, когда почтмейстер читает письмо, обнаруживается что-то новое в каждом герое.

Немая сцена имеет несколько смысловых пластов:

1.  Мысль, упование Гоголя на неизбежность возмездия. Серьезно, в контраст со всей комедией, обстоятельное объяснение поз действующих лиц, и сцена длительностью в полторы минуты (не выдерживаемые никем).

2.  Указание на исполнение долга, необходимость исполнения. Страх в конце действия не равен начальному.

3.  В поздних пояснениях. О внутренней пробуждающейся совести. Чиновник из Петербурга – совесть наша как таковая, внутренняя совесть.

4.  Снять должна была некий барьер между сценой и залом, перебросить мост между ними. Зрители должны были увидеть самих себя, то есть смех должен был нести трагическое потрясение.

Смысл развязки. Иногда видят социальные иллюзии Гоголя: правительство наведет порядок, этого ревизора не обманут. Вторая трактовка: этого ревизора обманут, как и предыдущих, и все пойдет по второму кругу. У Гоголя действительно были правительственные иллюзии, но никакого второго круга его комедия не предполагает. Немая сцена, по Гоголю, - это высшая точка возмездия, это конец всей такой жизни. Немая сцена выражает гоголевскую мечту о возмездии. + огромное потрясение Городничего, от которого он просто не успеет и не в состоянии оправиться. Кто его обманул, какая-то фитюлька, мелкая сошка. Потрясение такое, что не сразу может прийти в себя.