Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 3

Это кульминационный языческий праздник. По характеру, по обряду, настрою именно языческий праздник. Человек в купальскую ночь обнаружит некий бесконечный природный потенциал. Но эта прекрасная языческая свобода обнаруживает опасность. Опасность утраты своего я, внутренней, нравственной меры. Здесь соотнесены языческие и христианские мотивы и представления. В конце повести появляется монастырь, в который уйдет Пидорка после смерти Петра.

Христианское мироощущение предстает здесь как мощь, которая уже обрела ту нравственную меру, которая еще не доступна, неведома язычеству. Поэтическое сознание язычества прекрасно, свободно, но чревато нравственными огрехами. 

Идея дома, родины – капитальная идея «Вечеров». Дом, построенный на любви, на согласии, стоит долго. Дом, основанный на несчастье, разрушается («Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»). Каждый из обитателей этого дома был отступником, преступником. Он что-то преступил, от чего-то отступил. Гоголь изображает человека как органичную частичку данного бытия. Поэтому он вооружен всем запасом  природных сил. Он всесильное существо. Сложность начинается тогда, когда человек выбивается из народного единства и отстаивает свою собственность. Человек должен знать, как себя вести. Если использует все ресурсы природы, то добивается своего.

Если человек противостоит нечистой силе, идет ей наперекор, то он победит; если идет навстречу – погибает. Тогда, в первом случае, помогает дом, родные корни, все святое. Герой «Вечера накануне Ивана Купалы»  Петро Безродный, не помнит ни отца, ни матери, то есть нет корней. Дед (Пропавшая грамота») – частица этого мира, силен верой, победит нечистую силу.

Мир «Вечеров» един только на первый взгляд. Ю.М. Лотман: разделяется достаточно четко и определенно. Есть бытовое и волшебное пространство. Различен характер заполненности. Бытовое – вещами с резко выраженным материальным характером (еде на первом плане). Волшебное – не предметами, а астральными и природными явлениями, отсюда его незаполненность, просторность. Бытовое коснеет, неподвижно, ограниченно со всех сторон. Волшебное постоянно меняется, в нем все время что-то происходит. Отсюда возникает система антитез: видимое – невидимое, гармония – дисгармония.

Это уже писательский взгляд, а не народный. Народному  сознанию это разграничение недоступно. Двойственность писательского состояния: готов, жаждет, хотел бы раствориться в этом мире, но не может. Он видит его иначе.

В «Авторской исповеди» дает объяснение «Вечерам», что никакой серьезной идеи, мысли нет, но есть некая душевная потребность спастись от тоски, творчество как спасение. В книге не все смешно. Смех – это реакция на то, что комично, а главное - от удовольствия.

Только одна повесть отличается от других и пророчит будущее Гоголя: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В ней ничего не происходит, и герой воплощенное пустое место, ноль, принявший вид человека. Не плохой, не злой, никакой, он просто ноль. Повесть показывает, что Гоголя интересует не только романтическое, яркое, но и обыкновенное, даже ничтожное существо.

В книге ясно обозначена композиция сборника. Расположение повестей в цикле таково, что дает возможность видеть чередование различного видения мира и различных отношений с ним.

И в «Миргороде»  дан контраст: романтическое, необыкновенное и обыденное, ничтожное. Романтическое, необыкновенное связано с историей, легендой.

У «Миргорода» подзаголовок: «Продолжение «Вечеров близ Диканьки» и структурно повторяет первый сборник.

1ч. «Старосветские помещики»,

      «Тарас Бульба»,

2ч. «Вий»,

     «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Эпицентр изображения перемещается из хутора в город. «Миргород» строится более жестко. Вполне реальный город, абсолютно заурядный, рядовой. У Гоголя название «Миргород» пишется через «и» – в значении слова «мир», а «не война». Есть слово «мiр» – общество, люди, вселенная. Значит, это город, где царит согласие, покой, отсутствуют воины. Но «Тарас Бульба» о войне, а повесть о 2-х Иванах – о не согласии, о ссоре, раздоре. «Вий» тоже мирной повесть назвать сложно. «Старосветские помещики» – мир гармоничен, но он уходит, разрушается от времени. Из мира поэзии, представленный в «Вечерах» Гоголь ведет читателей в мир житейского искажения ее.