Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 11

Хлестаков не разыгрывает из себя ревизора, он условный ревизор.

Также в «Женитьбе» – миражный жених. Как будто жених Подколесин, но специфический: «Нет, я полежу, а ты расскажешь» (о невесте). Действие в «Женитьбе» завязывается мотивом выгодной женитьбы, но женитьба не происходит.

Таким образом, единый результат, производимый его комедиями – как раз то, чего Гоголь и ожидал. Не только эстетическая сила, но и преобразующая.

Как начинает работать «миражная» интрига?

Маркович (в «Анализе драматического произведения»): «миражная» интрига требует соединения некой эмпирической достоверности с фантасмагоричностью гротеска.

С самого начала действия чиновники собраны по неволе, волею судьбы, ситуация страха, ситуация общности современных людей. Она представлена узнаваема и масштаб личностей ясен. В разговоре о видимости порядка начинаются сбои в логике, в видимости правдоподобия. Суд и запах винокуренного завода: «Мамка в детстве ушибла». И фраза не воспринимается как алогичная! Своя какая-то логика, если не отсутствие ее. («Взяток не беру», только борзыми щенками).

С самого начала само понятие взяток окружено фантасмагорией. Стихия комического охватывает все. Гротескность, странность пропущена через комическое.

Миражное действие происходит из самой натуры действующих лиц.

Белинский считал городничего главным героем, Гоголь – Хлестакова.

Хлестаков. Самый сложный персонаж, образ, имеющий много смыслов. Социальный статус Хлестакова не просто чиновник, он помещичий сын, привыкший ко всем столичным соблазнам («Нужно все самое лучшее»).  Природа социального статуса определена Осипом: «мелкая столичная фитюлька». В столице он мелкая сошка, которую никто не замечает, отсюда постоянное желание сыграть роль хоть вершком выше. Он обладает удивительной неуловимостью. Характер не только социальный, но и общечеловеческий.

Особая логика образа: ни в чем не знает затруднений, легко себя чувствует в самой невыигрышной ситуации. Нет реплик в сторону, потому что нет мыслей, которые держал бы внутри себя; прост, что делает его обольстительным, пленительным.

Например, «Прошелся, не пройдет ли аппетит». «Ведь мне нужно есть» - логика, которая действует безошибочно. Пренебрежение обычной логикой: «Почему только два блюда?»

 «Хлестаковское начало есть в каждом» (Гоголь). Это потрясающее легкомыслие, это легкомыслие связано с отсутствием всякого чувства ответственности. Полное отсутствие какого бы ни было серьезного идеала. Его привлекает все, что можно назвать жизненными благами, при этом полное неумение этого добиваться и желание наградить себя за счет воображения и хвастовства.

Своеобразный потенциал жизнетворения в нем – творит свой тип жизни. Хлестаковское как неотделимое от жизни. Он переживает некий пик своей жизни, кульминацию его личности, о необычайном часе писал сам Гоголь. Хлестаковское начало выходит за пределы личности, обнаруживается в каждом. Выйти за пределы своего «я»- его потенциал. Лотман: от талантливых врунов и фантазеров отличается тем, что не пытается реализовать свои внутренние возможности, а пытается выйти за пределы своего «я», то есть пытается быть другим.

В каждом из героев Гоголь хотел бы означить те свойства, которые превышали бы социальные параметры, которыми ограничена их судьба (поэтому «скажите сенатору, что живет П.И. Бобчинский» и больше не надо).

В Хлестакове есть определенное обаяние, обаяние легкости. Эта легкость позволяет не принимать все всерьез и дает особый талант: всякий на его месте давно бы провалился, а его легкость позволяет плыть по течению. И он один выходит сухим из воды.

Хлестаков самое гениальное открытие Гоголя. Он заметил самую обольстительную и опасную черту жизни: приспособляемость, легкая, органичная, бессознательная. Приспосабливается к новому без усилий для этого. Никаких кризисов. То есть отрыв жизни от внутреннего содержания. Та степень приспособляемости, когда в любой ситуации человек чувствует себя прекрасно, легко эмоционально приспособляется.