Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 4

«Вечера» как бы воплощали возможности народного человека, его сущность как поэзию, красоту, силу духа, мечту как норму. «Миргород» показывает столкновение этой реальной нормы с ее исторической реализацией, ужасной в своей пошлости. «Вечера» говорили о том, какие прекрасные силы заложены в человеке, не искаженном ложном укладом жизни, не предавшем народного начала. «Миргород» говорит о том, как и почему эти прекрасные силы исказились до степени нравственного маразма (Гуковский).

Подзаголовок о продолжении «Вечеров» - остаток прежнего замысла 3-ей книги «Вечеров», и рекламный трюк, так как первая книга имела огромный успех, но это и продолжение, следующий шаг по сравнению с «Вечерами».

«Старосветские помещики». Белинский: «две пародии на человечество, а заставили плакать». Мир древности противопоставлен миру современной цивилизации. Мир помещиков идиллический, буколика – примета античности. Самое древнее, некая первозданная гармония, утраченная человеком уже в античности. То есть перед нами частичка первозданной гармонии, от которой человечество уже давно ушло.

Изображение дает прелестное, трогательное впечатление, потому что испытываешь чувства, которых уже нет: радушие, чистота, проникновение в чужую жизнь с удовольствием. Контраст не в пользу современному миру. Противопоставление бытовому миру, но включаются другие высокие ценности: мечта, страсти, любовь. Даже духовные ценности старого мира выше современных.

 О чем повесть? История о том, как умирали два человека. В соответствие с древним мифом о Бавкиде и Филимоне: жили вместе, вместе умерли и после смерти соединились. Любовь побеждает смерть. То есть это повесть о любви, героями которой являются два милых старичка, Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. Это как бы гимн высокой подлинности человеческого чувства, поэзия повести возникает из той атмосферы любви, которая окружает героев. Трогательная верность старичков, нежная забота друг о друге. Причем, никакой страсти, есть только привычка, и чувства, рожденные привычкой. Привычка оказывается сильнее страсти. Ограниченность и неподвижность мира привели к тому, что не могут жить друг без друга. В комических по внешности распоряжениях старушки насчет удобств Афанасия Ивановича после ее смерти дышит истинное величие души, рожденное любовью, дающее силу встретить спокойно смертный час.

Но это не столько характеристика их бытия, сколько указание на драгоценные возможности, скрытые в их душах и совершенно задавленные, заслоненные пошлейшим животным прозябанием (Гуковский). Герои ничего не делают, ничем не заняты, они равно ничтожны. Вся первая часть повести вращается вокруг одного мотива спячки и обжорства. Но они овеяны авторской симпатией, сочувствием. Юмор сплетается с сочувствием. Герои стары, а старость вызывает жалость. Это старый мир, который должен уйти, мир патриархальный, добрый, не хищный, беззащитный. Гоголь сначала показывает картину позорного бытия, а затем в глубине их духа спрятавшуюся высокую поэзию.

«Тарас Бульба» то ли 15 в., то ли 16, а называются имена людей 17 в. (Действие «Старосветских помещиков», по-видимому, 18 в.). Здесь не патриархальная гармония, а страна, находящаяся почти в непрерывных воинах.

«Тарас Бульба», может быть, самая историческая вещь Гоголя. Историческая не в смысле строгого соответствия фактам, этого как раз и нет, а в смысле верности духу истории, ставшей в центре  своего летописания народ. Не случайно современные исследователи (И. Золотусский) сравнивают «Тараса Бульбу» со «Словом о полку Игореве». Их сближает многое:

-  исторический момент,

-  боль за целостность страны,

-  созданы наперекор распре, междоусобице,

-  задача: собрать силы Руси, призвать ее на великие дела,

-  и т. д.

Запорожская Сечь явно отличается от современного бытия. Тоже мифически - легендарный тип бытия. Некая абсолютно свободная стихийная демократия. Народ управляет собой, сцена выбора кошевого это демонстрирует. Правители – это слуги народа, которые ему подчинены, но когда проявляют власть в походе, никто не смеет ослушаться.