Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 2

У Гоголя двойное изображение и фантастики:

-  ироническое, шутливое, например, черт в «Ночи перед Рождеством,

-  страшное, когда связано с деньгами или дурными качествами человека, например, «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть».

В книге 5 рассказчиков: Макар Назарыч, гороховый паныч, дьячок Ф.Г., Степан Петрович Курочкин, неназванный рассказчик. Рассказчики принципиально различны. Функции пасечника - издателя четко определены. Рудый Панько – рыжий внук Панаса, Афанасия, известно, что в молодости был несколько рыжеват, а деда звали Афанасий, то есть Рудый Панько – он сам. Но смена имени обозначает и перевоплощение. Как бы он, Н.В. Гоголь, воспринимал мир, будучи простым человеком, пасечником. Метаморфоза в одном случае дает перевоплощение в 5-ти разных рассказчиков. Но единой точки зрения, охватывающей все нет. Разные типы сознания и разные отношения с миром. То есть рассказчики не фикция, возможны разные точки зрения, но есть взаимодействие. Гуковский высказывает мысль о том, что Гоголь поставил перед собой задачу реально слиться с коллективом нации, стать его голосом. Отсюда особый стиль повествования: форма сказа – ориентация на устную речь (рассказывания) и литературное слово.

«Ночь перед Рождеством» рассказана пасечником. Чудесное, фантастическое описание реального мира. Чудесное в рамках быта. Все в вперемежку, полная неразделенность, какая встречается только в сказках. Здесь нет формул обозначения сказочной действительности. Перед нами нечто первозданное – миф. Миф в торжестве человека над всеми видами зла, которые ему противостоят и угрожают. Человек торжествует легко, потому что он точно знает, как вести себя в этом мире. Нужно выполнить определенные действия, тогда можно справиться. От правильности / неправильности человека зависит мир. Поскольку человек ведет себя правильно, мир абсолютно безопасен.

Только в самом конце есть маленькая «трещинка»: ребенок перед чертом, намалеванным Вакулой. Не закрытая структура. Далеко не все повести «Вечеров» безмятежны и веселы. Есть доверие и бесхитросность, но и взгляд, извлекающий начала зла.

Вторые повести в каждом томе страшные, связанные с торжеством нечистой силы. «Ночь накануне Ивана Купалы», «Страшная месть».

«Страшная месть». Начинается со свадьбы («Сорочинская ярмарка» ей заканчивается). Появляется колдун, ощущение страха, ужаса. Он противостоит любой общности. «Зеленые очи» как знак отнесенности к своему миру, в украинском контексте свои - карие. Противостоит этой земле, как своей, казацкой: приходит с «заморской стороны».  Он помечен знаком запредельной, нечеловеческой силы.  Входит исторический план: мотив борьбы за казацкую вольницу, свободу, за христианскую веру, веру православную.

Колдун оказывается персонажем, который все в себе несет и всему противопоставлен. Он неслыханный грешник: грех кровосмешения – один из самых страшных по христианству, убийство святого человека – схимника – другой грех колдуна. Нагнетается атмосфера греховности. Объясняет все эти страшные события финал.

 Героический эпос, песни, думы включены в основу его повествования. Именно песня бандуриста объясняет все в повествовании, но уже в конце. Сюжет оказывается завершением народной легенды. «Страшная месть» немного напоминает «Ночь накануне Ивана Купалы», потому что колдун всесилен, ему никто не может противостоять. Он творит свои преступления, и все перед ним бессильны. Но когда песня бандуриста рассказывает предысторию, мы успокаиваемся. Его конец был предрешен и страшен изначально. Почти вселенская катастрофа, история колдуна как ее часть. Порядок в итоге восстановлен. Возможность и неизбежность возмездия принципиальна для христианства.

Победить зло в мире далеко не так просто, как представлялось кузнецу Вакуле. Мир более драматичен.

«Вечер накануне Ивана Купалы» - мотив продажи души дьяволу. По народным верованиям пребывание в шинке. В трактире – греховно: там поджидает человека нечистая сила. Сам человек, строящий шинок, греховен. Искупление греха, например, его уничтожение. Гоголь выходит к очень важным нравственным проблемам о человеческой душе и границах, которые она переступит или не переступит. Человеческая душа пред выбором, искушением. Петро продает душу в купальское время. По народным верованиям, кто находит папоротник, находит не только клад, он получает некое всеведение. Один раз в году он получает возможность знания природы, ее тайн, понимание языка птиц, цветов и т.п.