Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 10

В ответ в Поприщине начинает шевелится униженное человеческое достоинство. Он позволяет себе помечтать о высоком, неопределенно высоком звании для себя, потому что мысль о собственном достоинстве в его голове не может оформиться иначе, как мысль о чине. Запись «ноября 13». Он прочел в письме собачки, что скоро Софии выйдет замуж за камер-юнкера Теплова. Поприщин начинает не только размышлять, он начинает возмущаться – предвестие бунта.

Целый взрыв в следующей записи «декабря 31». Эта запись – бунт Поприщина. Софии достается камер-юнкеру. Поприщин потерял с ней свои, пусть нелепые, но надежды. Его «бедное богатство» украдено у него не человеком, а чином, званием, капиталом. Поприщин бунтует против существующего положения вещей, против закона неравенства. В нем проснулся человек.

Бедный, ничтожный Поприщин не знает, кто он такой. Проснувшееся в нем протестующее чувство говорит ему, что он больше, чем то ничтожество, каким он является в глазах богатых и чиновных господ, и каким он на самом деле и был до сих пор. Но привычки его чиновничьей мысли не позволяют ему представить себе это «больше» иначе, чем в форме чина, звания – граф, генерал.

Дерзость Поприщина нарастает от записи к записи. Вот он уже и о директоре говорит, что тот «пробка, а не директор». Он уже и над календарем глумится, перескакивая их 19 века в 21 или начинает отрицать какую-либо хронологию. Время скачет в дневнике сумасшедшего, оно как бы тоже сошло с ума, т.е. порвало с привычном представлением о череде дней. Иерархия времени для Поприщина так же призрачна, как и сословная.

Драматургия

Начиная с «Ревизора» Гоголь комментирует свои произведения. Со второй половины 30-х годов наметились новые тенденции в гоголевском творчестве. Ищет новую природу смеха, начинает говорить о ней. «Комизм кроется везде», - говорит Гоголь. Отсюда во всех своих произведениях создает атмосферу комизма. Плюс: «Человеческое сыщется везде»,  так его драматургия оказывается между двумя этими полюсами.

Гоголь начинает работу над своими произведениями в середине 30-х гг.

1835г. – «Ревизор»,

1836г. – «Женихи», впоследствии «Женитьба»,

1837г. – «Игроки», окончательно эти пьесы закончены в 1841 – 1842гг.

Сознает, что его драматические произведения отыскивают новую природу смеха. Ю. Манн: мир гоголевских комедий принципиально однороден. В комедиях 18 – начала 19 вв. 2 плана: порок и добродетель. У Гоголя комедия в полном смысле слова: комическому подвержены все сферы жизни. Искал структуру драматического произведения, которая связала бы все в общий узел. Фраза в «Ревизоре» завязывает «миражное действие» («К нам едет ревизор») и одна фраза в конце развязывает действие.

Гоголь восставал против классического правила строить комедию на любовной интриге, он считал такую завязку слишком частой и неправдоподобной, потому что современного человека интересует не любовь, а чин, выгода, деньги. Но уникальна и интрига, ее особый тип. Ап. Григорьев писал о «миражной жизни» в комедиях Гоголя. Ю. Манн впервые начал писать о «миражной» интриге. Действие развивается, но в его основе - миражный ревизор.

Конфликт: с одной стороны, целый город чиновников и обывателей, с другой – мнимый ревизор. Страх перед ревизором объединяет всех, хотя остались и разногласия. Гоголь вовсе не рисует чиновников чудовищами. Они обыкновенные люди, отсюда художественная убедительность – такие все. В них страшно то, что они не соответствуют той роли, которую они должны выполнять. Чиновник – слуга государства, а они думают о своем собственном удовольствии. Вырастает чудовищное беззаконие (гротеск – высекли унтер-офицерскую вдову).

Мнимый ревизор – комическая тема, комизм в том, что люди, боящиеся ревизора, подкупают мошенника. Они хотят обмануть, но оказываются обмануты сами. Гоголь слегка изменил, повернул тему по-другому. Его Хлестаков не мошенник. Комизм усилился: невероятные усилия на то, чтобы обмануть человека, который никого не обманывает.