Творческий путь Николая Васильевича Гоголя, страница 14

Например, Манилов: дом одиночкой на юру как символ одиночества души. Это не состояние Манилова, но он думает о дружеском единении, сближении, о духовном родстве с другими. Хочется духовного наслаждения (NB! Фамилия героя – мания и man - человек). Он духовно одинок, неизвестно к  какой духовной общности он сам готов, но факт есть, и это отрицает прагматизм, хотя имеет комическое воплощение. Торговые лавки на мосту в мечтах Манилова – мышление по-европейски. Но мост-то через пруд, через реку – очень уж прагматично, а через пруд – «парение этакое». Корректируется читательское представление. Не было никакого задора, но у других-то какой?!

Таким образом, отсутствие задора не снижает, а скорее противопоставляет. Корысти, прагматизма нет совершенно. Может быть, единственно духовный из всех персонажей. Сохранит субстанцию (Аксаков К.) русской жизни, человеческий потенциал.

Каждая персона – тот русский человек. В каждом есть свои дары. «Мертвые души и «живые души» – относится ко всем, разграничение не по социальной линии. Измеряет героев критериями самой жизни (не теориями) – его любимое выражение.

Коробочка, ее дело помещичье, и у нее есть та практичность жизни, без которой нет помещика. («Нечто ты их будешь откапывать? – логичный вопрос, а что же еще делать с мертвыми крестьянами). Русская жизнь универсальна: практичность Коробочки и не меркантильность. (Фамилия – коробейник, короб с богатыми подарками).

Ноздрев, энергия, откликаемость на любую ситуацию жизни без предварительного ее анализа, действенность. Национальная черта русского характера. Знак мужской красоты в народной поэзии – кудри, у Гоголя это пародийно, бакенбарды. Энергия кое-что значит, куда ее направить? Странно соотносится со своим домом, границы между псарней и домом снимается. Его энергия привлекает, родственный тип характера. Он хочет себя подать таким, каким он мог бы бать. В своей свободе он не хочет встречать предела (не сумел рысаков голыми руками поймать, так танцующих за фалды поймает). И Чичикову не хочет зла, спрашивая, много ли тот накупил мертвых душ. (Фамилия – ноздри – дыхание, жизненная сила).

Особенности композиции.

Легкое отклонение от стройности можно увидеть уже во внешнем рисунке глав. Хотя каждый из помещиков  - «хозяин» своей главы, но хозяин не всегда единовластный. Если глава о Манилове построена по симметричной схеме (начало главы – выезд из города и приезд к Манилову, конец – отъезд от Манилова), то последующие  обнаруживают заметные колебания (начало 3-ей главы – поездка к Собакевичу, конец – отъезд от Коробочки; начало 4-ой – приезд в трактир, конец – отъезд от Ноздрева). Лишь в 6-ойглаве, повторяющей рисунок главы о Манилове, начало гармонирует с концом: приезд к Плюшкину и отъезд от него. Излюбленный мотив Гоголя – неожиданное отступление от правила – со всею силой звучит в «Мертвых душах». Например, вещи, выбивающиеся из общего ряда в домах помещиках.

Дорога – одна изосновных пространственных форм,  организующих текст «М.д.».  Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, - движущиеся – и статичные, бесцельные. Герои резко делятся на движущихся («герои пути») и неподвижных. Движущийся герой имеет цель. И даже если это мелкая, своекорыстная цель, и соответственно, движение по достижении цели может быть коротким, остановится, автор все равно выделяет его из мира неподвижных. Герой может остановится, а может не остановится. Он еще не застыл.

Образ дороги – важнейший образ произведения – постоянно сталкивается с образами иного, противоположного значения: «непроходимое захолустье», болото, «пропасть», «могила», «омут». В свою очередь, и образ дороги расслаивается на контрастные образы: это и «прямой путь», и «заводящие в сторону дороги». В сюжете поэмы – это и жизненный путь Чичикова, и дорога, пролегающая по русским просторам; последняя же оборачивается то дорогой, по которой спешит тройка Чичикова, то дорогой истории, по которой мчится Русь-тройка. Граница, где тройка Чичикова превращается в Русь-тройку, маскируется, хотя прямого отождествления поэма не дает.