Философия как уникальный феномен культуры, страница 9

такое осмысление и такой прорыв осуществляются только по­тому, что философия уже сформировалась в человеческой культуре как систематизированное, логически упорядоченное, целостное теоретическое знание со своим собственным в принципе стабильным содержанием, внутренней структурой и специально выработанным категориальным (понятийным)

аппаратом.

***

Продолжим дальше краткий анализ генезиса философии в культуре и вольного или невольного изменения ее облика.

Генезис философии и эти изменения не придуманы кем-то, они не есть результат чьего-то злого или доброго умысла. В основе их -- объективные ритмы общественных преобразо­ваний планетарного масштаба в экономике, политике, культу­ре. Именно в контексте таких преобразований и таких масш­табов происходили изменения в самой философии. От настой­чивых призывов основателя стоицизма Зенона из Китиона (ок. 336 - ок. 264 до н. э.) различать в философии три основные части: логику, физику и этику пролег долгий исторический путь к разграничению и пониманию несводимости, отсут­ствия тождества философии и конкретно-научного знания. Одновременно с этим совершался постоянный процесс углуб­ления собственно философского знания, а, значит, и вставала проблема упорядочения его собственного содержания, т. е. структуризации. Неизбежным спутником этих объективных процессов была легкая или временами далеко не легкая тень неадекватного восприятия и интерпретации философии в мас­совом сознании.

***

После расширительного толкования философии вторым по значимости искажением восприятия философии является ее сужение. Сужение философии очень многолико, проявляет­ся в самых различных формах, однако ее основной негативный результат тот же, что и в первом случае: путаница и неуверен­ность в сознании, в частности, в сознании лидера.

39


2.3. СУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ В ИНДИВИ-ДУАЛЫЮМИ МАССОВОМ СОЗНАНИИ

Не следует делать вид, что занима­ешься философией, но следует, на са­мом деле заниматься ею.

Эпикур (341-270 до н. э.)

2. 3. 1. Сужение предмета философии в связи с процессом структурирования системы философского знания

Не мыслям надобно учить, а мыслить. Кант(1724-1804)

Сужение предмета философии, вольное или невольное, также широко распространено и, разумеется, имеет свои при­чины, объективные условия возникновения и ряд специфичес­ких форм проявления в разные исторические эпохи. Чтобы ра­зобраться во всем этом, начнем с главного.

Главное в этом случае то, что философия в процессе сво­его интенсивного, сложного и противоречивого исторического развития, обретая самостоятельность, относительную незави­симость от частного научного знания, сформировалась и по­стоянно развивалась дальше как весьма обширное системное и внутренне структурированное знание.

Важнейшими составляющими философии как целостной теоретической системы являются: логика - совокупность тео­рий о законах и формах мышления, онтология - учение о бы­тии, диалектика - учение о развитии, изменении как всеоб­щей характеристике мира, гносеология - учение о сущности, основных уровнях, формах и методах познания, аксиология -учение о духовных ценностях личности и общества, этика -учение о нравственных основах жизнедеятельности людей, эстетика-знание о разграничении прекрасного и безобразно­го. Исключительно важным в этой системе является также философское знание о первоосновах, первопричинах, пер-

40