Философия как уникальный феномен культуры, страница 17

Противопоставление философских систем Запада и Востока, таким образом, имеет серьезные основания и очень давнюю ис­торию- Они-то и служат тем фундаментом, на котором держится специфическое, размывающее реальное содержание философии «видение» ее облика многими современными идеологами, отож­дествляющими всю философию то исключительно с западным, то только с восточным ее содержанием. Сторонники западной философии нередко характеризуют философские учения Востока как творение «примитивного», «неразвитого» ума, который из-за своей ориентации на медитативность и интуитивность познания, лишил себя возможности развивать науки западного типа и тем самым давно и основательно обрек свои народы на примитивное и зависимое существование. С этой точки зрения мистический, магический и теократический характер восточной идеологии, а, значит, и философии выступает в качестве главного фактора несо­поставимости культур, а также хронического отставания Востока от Запада.

Идеологи Востока, наоборот; убеждены в том, что только их философия есть подлинная и совершенная, что только их миро­созерцательные традиции являются действенными, помогают избежать роковой для Запада ситуации, когда интенсивный про­цесс развития науки и передовых технологий оказался не соотне­сенным с фундаментальной духовностью, с настоящей филосо­фией. Именно эта причина, с их точки зрения, лежит в основе того, что Запад в ущерб элементарным принципам нравственно­сти приобрел такие черты как бездушность, бездуховность, ори­ентация на безмерное потребительство, ведущие к реальным уг­розам гибели всего человечества. Себя же восточная философия рассматривает не только в качестве силы, способной спасти евро­пейцев и североамериканцев, переживающих банкротство мате­риально-вещной цивилизации, но и стать основой будущей «все­ленской» философии.

Как видим, ситуация очень сложная и трудно не согласиться с рядом упреков и аргументов, как с одной так и с другой сторо­ны. Если учесть при этом, что не только идеологи Востока, но и

19

См. СшШс 5. ТЬе Еаз( апс1 Ае У/езТ. А 81и<1у о^1Ье РзусЫс ап<1 СиКига! СЬа-гас1еп51;С5. КиПапВ. 1963.

55


и сами западные философы, политологи, социологи нередко характеризуют западное общество как «психически больное» (Э. Фромм) с одномерными, бездушными, машиноподобными людьми, где царит культ денег и потребительство, где корруп­ция, наркомания, организованная преступность, всеобщее от­чуждение и аморализм есть неискоренимое зло, то, естественно, спор и противопоставление философских систем еще более ос­ложняются.

Вместе с тем, язвительные замечания западных идеологов в адрес Востока также имеют свои основания. Трудно объяснить целым поколениям людей, почему, например, тот огромный, про­сто ошеломляющий рывок научной мысли, который был в Китае еще в древности, причем, связанный с первостепенными для общества открытиями, практически не был продолжен в даль­нейшем чем-либо значительным. Напомним хронологию. В Ки­тае в IX веке до нашей эры изобретен порох, столетие спустя -механические часы (на шесть веков раньше, чем в Европе), в 105 г. н. э. объявлено об изобретении бумаги (на тысячелетие раньше, чем в Европе), печатание текста на досках изобретено на 600 лет раньше Европы, а типографический способ печати на 400 лет. Этот впечатляющий перечень можно продолжить: сейсмографи­ческое устройство Чан Хэна датируется 130 годом н. э., с VII века н. э. в Китае уже возводятся арочно-сегментные мосты, железо и железоплавильная технология опережают Европу на 15 веков. В ХШ-ХГУ веках китайские математики превосходили в практи­ке решения уравнений не только европейцев, но и арабов: успеш­но развивалась оптика, акустика, теория магнетизма еще до того, как европейцы вообще познакомились с этими явлениями. Еще в 1 веке н. э. китайскими астрономами были описаны солнечные пятна (за 16 веков до Галилея)...

Из всего этого снова возникает ряд многих «почему?». Мо­жет быть, тайна кроется прежде всего в самом факте, а также в способе, степени и формах взаимоотношения науки и философии как на Западе, так и Востоке.

Возникший на Западе изначально органический союз на­уки и философии был тем фундаментом, который обусловил их успешное обоюдное развитие и значительные практичес­кие результаты. Перерождение этой органической связи или

56