Философия как уникальный феномен культуры, страница 2

Еще раз подчеркнем, философия - это особое осмысле­ние внешнего (природного и социального) и внутреннего (духовного, личностного) миров с точки зрения их уни­версальных черт, признаков, характеристик, а также их взаимосвязей.

Особенно существенно при этом, что значимость для че­ловека философского знания как о внешних, так и о внутрен­них мирах равновелика и равноценна. Человеку бесконечно важно знать самое существенное не только в отношении при­родных или социальных явлений со всем их многообразием,

24


но также а, может, и прежде всего - в отношении самого себя, своего внутреннего мира, духовных миров других людей. И это не праздный интерес, а глубокая постоянная, неискоре­нимая жизненная практическая потребность. Без ее перма­нентного удовлетворения, хотя бы в определенной степени, невозможно существование человека.

Не кто-то со стороны, а сам человек по своей природе, по своим внутренним потребностям всегда философствует, так как он не может не размышлять о самом себе по отношению к «другому». Другому явлению, другому человеку, другому внешнему или другому внутреннему миру

Может, наиболее тонко, честно и глубоко эту ситуацию проанализировал один из самых авторитетных философов XX века - Мартин Хайдеггер. Отмечая, что сам факт осознания человеком своей единственности в мире и своей смертности перед лицом вечного мира, своей принципиальной «одиноко­сти» в мире заставляет человека выходить на осмысление ос­новных связей «я» и «мира», «миров», Хайдеггер делает окон­чательный вывод о том, что философия есть философствова­ние, и что это «основное событие в человеческом бытии»4.

Созвучны этому мнению мысли многих других извест­ных философов прошлого и современности. «Жить - значит философствовать» - Сократ, «Без посвященности в филосо­фию - нет человека» - Дж. Пико Мирандола, «Философия в высшей степени личный вопрос» - X. Ортега-и-Гассет, «Философствование является основой подлинного бытия че­ловека» - К. Ясперс и т. д.

Каким бы ни был человек - великим или ничтожным, сильным или слабым, здоровым или немощным, преуспеваю­щим или неудачником - независимо ни от чего, рано или по­здно, но он приходит к тому, что соизмеряет себя и мир в це­лом, себя и общество, себя и государство, свою собственную жизнь и смерть с жизнью и смертью других людей, свой ду­ховный мир с духовными мирами других. Личностное суще­ствование человека неразрывно связано с идеями и понятиями максимально возможной широты, т. е. с философствованием.

4

Хайдеггер М. Время и бытие. М, 1993 г. с. 26

25


Однако, здесь принципиально важным является то, что фи­лософия в собственном смысле слова в отличие от обычного философствования существует в форме теории, специально вы­рабатываемого теоретического знания. Мозаичное, частичное философствование, доступное рядовому человеку, несомненно, расширяет и укрепляет его внутренний духовный мир, делает его восприимчивым к содержанию специально разработанного философского знания, роднит его с ним. Но при этом только целенаправленное систематическое и логически выдержанное исследование и вербальное описание философских проблем и вопросов являет собой собственно философию.

Коренное отличие философии от обыденного массового фи­лософствования состоит также и в том, что ее познавательный интерес не ограничивается уже упоминавшимися, как правило за­метными для всех гранями, сторонами, отношениями и явлени­ями действительности. Ибо кто же из живых не задумывался о связи части и целого, жизни и смерти, добра и зла, справедливо­сти и несправедливости... Суть в том, что теоретический поиск философа специально и целенаправленно проникает в такие глу­бины бытия, которые не схватываются и не могут быть схвачены обыденным взглядом, обыденным сознанием. Это прежде всего исследование проблем мышления, его уровней форм, способов. Это вопросы возникновения и функционирования сознания и знания, а также правил, норм и особенностей самого процесса по­знания. Это нюансы логики мышления, соотношения содержа­ния и смысла понятий, знака и значения и т. д. Это также многие вопросы направленности мировой истории, взаимосвязи мате­риальной и духовной доминант человеческой жизни, общества и природы, экономических, политических и моральных проблем и многие другие.

Общее, закономерность, принцип, идею, а также их дина­мику нельзя пощупать и увидеть. Здесь необходим специальный умственный труц, усилия мысли, постоянно совершенствуемые навыки философской рефлексии, чтобы выразить все это через абстракцию, через понятия. «Точное логическое определение по­нятий - главнейшее условие истинного знания» - отмечал Сократ. «Целью жизни является теоретическое познание и происходящая отсюда свобода», - так описывал главное в деятельности фило-

26