Философия как уникальный феномен культуры, страница 5


эпохи и в более поздние, в настоящее время оказывало и оказывает огромной силы влияние на всю духовную сферу Земли. Зачастую оно выступает в роли питательной среды для рождения новых идей, новых импульсов к исследова­нию вечных вопросов, в роли неожиданного стимула для вы­явления новых граней в философском осмыслении давно очерченных проблем.

Отметим еще один факт, который каждый думающий че­ловек обязан удерживать в своем сознании. В океане мировой культуры европейская философия есть только небольшой ост­ровок, родственный по-настоящему всего лишь небольшой части населения Земли. Большая же часть, регионы с много­миллиардным населением (Китай, Индия, арабо-мусульманс-кий мир) остается по-прежнему под определяющим влияни­ем собственных, часто враждующим между собой типов фи­лософствования. Вместе с тем критически освоенный, много­кратно переосмысленный, актуализированный тысячелетний опыт философской рефлексии в лице европейской философии входит в современную мировую культуру как ее самая фунда­ментальная основа.

Выводы

Прошедшие тысячелетия после возникновения филосо­фии не могли ни отменить, ни ослабить значимость того круга вопросов и проблем, которые были ею очерчены. Этот круг, это проблемное поле философии, могли только, хотя и медлен­но, расширяться и углубляться, что и подтвердили последую­щие эпохи.

Особая роль и значимость философии в духовной куль­туре людей, во всей истории человеческой цивилизации, со­стоит как раз в ее способности выявлять, «высвечивать» и теоретически формулировать вопросы и проблемы универ­сального уровня, т. е., которые затрагивают всех людей без исключения.

В этой способности «увидеть» и «озвучить», «назвать», «поставить» реально существующую в действительности про­блему или вопрос и заключатся и сокровенная тайна, и пред­назначение философии как неповторимого феномена культуры и в этом ее самодостаточность.

31


Нелепо было бы требовать от философии конкретных си­юминутных ответов на такого рода вопросы и проблемы.

Если философия объясняет, что есть проблема отчужде­ния, проблема свободы, проблема выбора, проблема взаимо­связи причины и следствия, сущности и явления, человека и природы, человека и другого человека, истины и заблужде­ния, части и целого, конечного и бесконечного, жизни и смер­ти, личности и государства и т. д. и т. п., то это и есть главное в ее содержании. Но именно опираясь на это содержание, только и возможно начинать поиск конкретных ответов конк­ретным человеком в конкретной ситуации.

В духовной культуре общества философия существует двояким образом: 1) как массовое импульсивное обращение многих людей к первоосновам бытия на уровне эмоциональ­ного, чувственного восприятия жизни; 2) как систематизиро­ванное, в разные эпохи по-разному, рационально обоснован­ное и логически упорядоченное теоретическое знание, актив­но влияющее на политику, экономику, образование, культуру в целом.

Эффективность деятельности человека-лидера прямо и непосредственно зависит от степени обогащения его сознания философскими знаниями второго, т. е. теоретического уровня.

В контексте мировой культуры присутствуют многочис­ленные типы, способы, формы философствования, отличаю­щиеся большой оригинальностью и утонченностью, что дела­ет их неотъемлемой и очень важной ее частью. Однако объек­тивные исторические обстоятельства сложились так, что толь­ко европейская культура сформировала в своем лоне собствен­но философию как целостное, критическое и систематически развивающееся теоретическое знание.

Работа философа, как точно подметил И. Берлин (1909-1997) - «это социально опасная, интеллектуально трудная, часто мучительная и неблагодарная, но всегда важная дея­тельность. Цель философии остается всегда одной и той же -помочь человеку понять самого себя и тем самым жить при свете, а не безумствовать в темноте»8.

Берлин И. Назначение философии. «Вопросы философии», 1999, №5, с. 98.

32